сказки

Сказка, являясь произведением русского народного творчества – это ещё и универсальное средство воспитания ребёнка. Сказки имеют просто огромное значение для ребёнка.

Во-первых, благодаря сказкам происходит умственное развитие ребёнка совместно с развитием речи. Дети запоминают сюжеты, персонажей сказки, воспринимают смысл, делают выводы и умозаключения. Учатся высказывать своё мнение, пересказывают сказки. Благодаря сказкам развивается не только связная речь ребёнка, но и расширяется его словарный запас. Малыш узнаёт много новых слов, в том числе старинных, узнаёт их значение. Активно развивается воображение детей, так как в сказках представлено очень много способов создания образов в воображении.

Во-вторых, осуществляется нравственное воспитание ребёнка. Как говорится: «Сказки учат нас добру и прилежному труду, говорят нам как же быть, чтобы всем вокруг дружить …». В сказках всегда добро побеждает зло, раскрывается обман и всё заканчивается хорошо. Поэтому, благодаря сказкам ребёнок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого и делать соответствующие выводы.

В-третьих, сказки помогают эмоционально-волевому развитию ребёнка. Это произведение устного народного творчества способствует лучшей адаптации к детскому саду, снимает напряжение при общении с людьми, помогает сопереживать героям, радоваться за победы главных персонажей.

В-четвёртых, сказка имеет терапевтический эффект. Сказкотерапия не только помогает ребёнку лучше адаптироваться к детскому саду, но и помогает скорректировать поведение «трудных» детей, побороть свои страхи, снимают тревожность при поступлении в детский сад. Конечно, не все сказки помогут. Для сказкотерапии существует специальный подбор сказок. Сказки должны быть персонализированы. В них должно рассказываться про такого ребёнка с такими же проблемами, соответственно, раскрывается решение этой проблемы. Хорошо, если такую сказку будет рассказывать некий персонаж – сказочник, например игрушка.

  • Как правильно подобрать сказку для ребёнка. Самое главное при выборе сказки то, что она должна учитывать возраст крохи.

Для детей 1 – 1,5 года подойдут короткие сказки с простым незамысловатым сюжетом. Главные герои – животные, которых ребёнку можно показать как на картинках, так и в живую (кошечка, собачка, курочка).  Дети этого возраста ещё не умеют образно мыслить, но уже проявляют интерес к устной речи, поэтому рассказывание сказки можно подкрепить яркимииллюстрациями или разыгрыванием кукольногоспектакля. Для этого возраста подойдут такие сказки как «Курочка Ряба», «Лис и мышонок», «Утёнок и цыплёнок», «Три котёнка», «Кисонька –Мурысенька», мой ребёнок просто обожал сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» и т.д.

Для детей двух лет подбираются сказки более сложные по сюжету с большим числом персонажей. Сюжет такой сказки бытовой, приближенный к реальности, которую дети могли бы наблюдать в повседневной жизни. В этом возрасте дети любят сказки, основанные на повторах, например, «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Репка», так же можно использовать такие сказки как, «Лиса и волк», «Волк и козлята», «Кот и лиса», «Лиса и медведь», «Три медведя» и т.п.

Для детей 3-4 лет уже можно помимо сказок о животных вводить сказки с сюжетом, отражающим взаимоотношения людей. Например, сказки: «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.п. Для детей этого возраста можно уменьшить показ иллюстраций или показывать иллюстрации уже после изложения сказки.

В 5 — 7 лет ребёнок уже способен пересказать сказку, играет в игры-драматизации, способен помочь своим героям стать такими же сильными как он сам. В этом возрасте можно выделить предпочтения детей по половым различиям, например, девочки предпочитают сказки про принцесс, а мальчики про героев. Всем детям этого возраста нравятся волшебные сказки, в которых присутствуют волшебные предметы, происходит колдовство, волшебство. Нравятся сказки и про животных, например, «Три поросёнка». Детей этого возраста знакомят с авторскими сказками. К семи годам детей знакомят со сказками, состоящими из множества частей, например, «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка», «Чиполино» и т.д. Сейчас много современных сказок. Детям очень нравится приносить подобные книги в детский сад и делиться со сверстниками новыми поворотами событий. Затем они разыгрывают эти сказки в сюжетно-ролевых играх, а так же любят режиссёрские, добавляя что-то новое. Из старых русских сказок для этого возраста подойдут «Царевна-лягушка», «Василиса прекрасная», «Молодильные яблоки» и т.д.

Как знакомить ребёнка со сказкой.

Во-первых, сказку лучше рассказывать, а не читать. Рассказанный текст лучше воспринимается, чем прочитанный. Конечно, это касается русских народных, а не длинных авторских сказок.

Во-вторых, хорошо бы рассказывать сказку от имени определённого сказочника, его роль может выполнять театральная кукла-перчатка. Ребёнку будет так интереснее воспринимать повествование.

В-третьих, рассказывать или читать сказку следует с выражением, изменяя голос героев. Эмоциональный эффект от такого изложения материала будет лучше. И ребёнок запомнит эмоционально рассказанный текст лучше.

В-четвёртых, у дошкольников образное мышление, поэтому, для лучшего восприятия нужно демонстрировать иллюстрации к сказке.

В-пятых, в русских народных сказках часто встречаются старорусские непонятные слова или названия предметов старины, которых ребёнок никогда не видел, поэтому по ходу изложения следует пояснять непонятные слова ребёнку, заменяя их синонимами.

В-шестых, после знакомства ребёнка со сказкой необходимо провести с ребёнком беседу, в которой выяснить, какой из героев понравился малышу, какой не понравился, почему? Из беседы вы увидите не только отношение ребёнка к главным героям, но и понял ли малыш содержание сказки, уловил ли её смысл. Здесь идёт так же работа по развитию речи.

Читайте сказки и развивайтесь!