умственное воспитание      Воспитание – это такой своеобразный процесс взаимодействия с ребёнком, в результате которого у ребёнка формируются определённые качества личности. В современном обществе очень часто речь заходит о всестороннем развитии и воспитании детей. Что же вкладывают в это понятие – всестороннее воспитание детей? А вкладывают в него разные направления воспитательной работы: нравственное воспитание (воспитание нравственных качеств личности); трудовое воспитание (воспитание трудолюбия); < физическое воспитание   (воспитание физических качеств и стремления вести здоровый образ жизни); умственное воспитание (воспитание любознательности и познавательного интереса); эстетическое воспитание (воспитание чувства вкуса, гармонии); патриотическое воспитание (воспитание уважительного отношения к Родине, родному дому, семье).

         Современные родители на сегодняшний день очень много внимания уделяют умственному воспитанию своих детей. А умственное воспитание в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются все основы, фундамент умственной деятельности. Не стоит путать умственное воспитание с умственным развитием, хотя одно другому не мешает.

         Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка). Об умственном развитии ребёнка судят по количеству и характеру знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), по способности к самостоятельному творческому познанию мира.

         Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие ребёнка с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

         Именно в дошкольном детстве наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды, поэтому очень важно не упустить возможности для умственного развития. Особенно следует обратить внимание на умственное воспитание детей раннего возраста. Дети до двух лет живут очень насыщенной жизнью и у них осуществляется огромный объём познавательной деятельности. Мозг ребёнка в это время развивается стремительно быстро – к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Именно поэтому просто необходимо «питать» мозг ребёнка информацией, необходимой для полноценного развития. В младенчестве очень активно происходит развитие многих познавательных функций. Например, следует сделать большой акцент не только на сенсорное развитие, но и на развитие внимания в младенчестве . Дошкольный возраст просто идеален для умственного воспитания ребёнка и недостатки, допущенные в умственном развитии ребёнка на протяжении дошкольного детства, очень трудно устранить в более старшем возрасте. Например, если ограничить игры ребёнка со строительным материалом, не давать ему в руки пластилин, то в дальнейшем возникнут трудности с пространственным мышлением и воображением, что в итоге отразится на трудностях при изучении геометрии, черчения, и даже, биологии и химии.

         Основная особенность умственного развития дошкольника – преобладание образного мышления, т.е. ребёнок познаёт мир на конкретных наглядных примерах, действуя с конкретными предметами. Вы можете очень много рассказывать ребёнку, к примеру, про бабочку, но у него даже не сложится познавательного интереса к ней, пока Вы не покажете её хотя бы на картинке. А если Вы покажете её, да ещё обнаружите, как много видов бабочек бывает, а ещё пронаблюдаете на прогулке, как она машет крылышками или как садится на цветок и сравните, каких бабочек, желтых или белых вы увидели за прогулку, то познавательный интерес ребёнка возрастёт во много тысяч раз и станет довольно устойчивым.

         В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.

         Для гармоничного умственного развития ребёнка первых лет жизни особую роль играет развитие ощущений, восприятия, мышления и речи, поэтому главными задачами умственного воспитания будут:

·        Сенсорное воспитание (направлено на развитие органов чувств ребёнка и на развитие восприятия);

·        Развитие мыслительной деятельности (направлено на овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);

·        Становление речи;

·        Воспитание любознательности и познавательных интересов (направлено на формирование мотивов деятельности и познавательных мотивов);

·        Формирование системы элементарных знаний об окружающей жизни как условие умственного роста.

Далее мы рассмотрим эти задачи подробнее.