На современном этапе разработано множество различных классификаций методов воспитания детей. Мне удобнее всего применять классификацию методов воспитания, которую разработала Г.И. Щукина. В соответствии с её теорией выделяется три группы методов: Методы формирования сознания личности , методы организации деятельности и методы стимулирования и мотивации деятельности. Рассмотрим их подробнее…

Первая группа методов воспитания — Методы формирования сознания личности включают в себя: разъяснение, беседа, рассказ, диспут, лекция, собственный пример поведения. Естественно, что с детьми дошкольного возраста лекция и диспут совсем не применяются по понятным причинам.

Вторая группа методов воспитания — методы организации деятельности, общения и опыта поведения включают в себя: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

И третья группа методов — методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения включают в себя: всего два основных метода – поощрение и наказание, иногда к числу данных методов добавляют соревновательные ситуации.

        Также к методам воспитания можно добавить игру, игровые ситуации, действия с игрушками, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно играя, дети знакомятся с правилами поведения в обществе, познают законы общения и взаимодействия между собой, осваивают моральные нормы, социальные роли. воспитание через игрушку также довольно действенный приём воспитания. Дошкольники учатся бережливости, у них развивается любознательность, моральные нормы они усваивают тоже благодаря взаимодействию через игрушку.

Все перечисленные методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения и т.д. С помощью этих методов у детей формируются элементарные понятия, взгляды, убеждения. Главным инструментом воздействия на сознание детей здесь является слово.