воспитание детей до года | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

«До пяти лет общайтесь с сыном как с царём,

 с пяти до пятнадцати – как со слугой,

после пятнадцати – как с другом».

Древнеиндийский афоризм

Воспитание ребёнка начинается за долго до его рождения, т.е. уже во время беременности можно начать формировать личность своего будущего ребёнка. Период от зачатия ребёнка до момента его рождения называется пренатальным периодом развития. Самые главные  средства воспитания детей на этом этапе  — положительные чувства родителей, кроме того, эффективным средством воспитания будут беседы с ребёнком. Ведь уже на четвёртом месяце беременности формируются органы слуха и будущий малыш вас уже слышит и реагирует на вашу речь. Ещё одно средство воспитания ребёнка в этот период – это прослушивание приятной релаксирующей музыки и просматривания хороших фильмов, которые вызывают положительные эмоции.

воспитание детей до годаПосле рождения начинается период новорожденности, который длиться примерно до 2,5 – 3-х месяцев. Напрасно некоторые думают, что ребёнок в это время ничего не понимает, на самом деле именно в это время закладываются все предпосылки формирования личности и начинается период воспитания детей до года. В этот период самым главным средством воспитания будет являться забота о малыше, т.е. удовлетворение его физиологических потребностей. В это время ребёнок только спит и ест. Практически 80% всего времени ребёнок находится в состоянии сна. Эмоциональная сфера новорожденных очень бедна. Как правило, малыши проявляют только отрицательные эмоции. Положительные эмоции наблюдать в ранние периоды новорождённости не удаётся, т.к. удовлетворение потребностей приводит к успокоению ребёнка и его засыпанию.

Ребёнок в это время наделён множеством безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни (защитный рефлекс, пищеварительный, ориентировочный, атавистические – хватательный и плавательный).

На второй неделе жизни у ребёнка появляется слуховое сосредоточение, т.е. он замолкает при громком или резком звуке, перестаёт плакать, прислушивается. В этот период как раз и можно разнообразить жизнь малыша первыми игрушками для детей — звучащими игрушками (погремушками, погремушками подвесками с приятным мелодичным звуком, негромкие колокольчики, игрушки с приятными мелодиями). Таким образом, детские игрушки становятся средством воспитания детей.

На третьей неделе жизни у детей появляется зрительное сосредоточение, т.е. ребёнок может не надолго зафиксировать взгляд на крупном ярком неподвижном предмете. Важно также разнообразить игровую среду ребёнка.

Уже буквально с первой недели жизни можно наблюдать индивидуальные различия малышей – одни дети очень активные, другие более спокойные, одни очень напряжённые и все их мышцы прибывают в тонусе, а другие более расслабленные и т.д.

К концу первого месяца жизни ребёнок начинает выделять взрослого из числа окружающих предметов, поэтому очень важно с самого первого дня жизни взаимодействовать с ребёнком, общаться с ним, комментировать все свои действия. Все эти виды активности будут предпосылками не только к развитию речи Вашего ребёнка, но и к развитию детской памяти, внимания, мышления.

Примерно в восемь недель у ребёнка возникает комплекс оживления – это первая социальная реакция на появление взрослого. Ребёнок начинает улыбаться, активно двигает руками и ногами. В дальнейшем (10 – 12 недель) комплекс оживления сопровождается серией глубоких вздохов, перебиранием ножками, гулением. Появление комплекса оживления означает не только то, что у малыша появилась потребность в общении, но и то, что у него уже появились средства общения, а значит и первые предпосылки развития речи.