Рассказ – это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дети получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся различать хорошее от плохого. Например, можно рассказать ребёнку, для чего нужно здороваться со знакомыми людьми, рассказать, что тем самым мы желаем человеку здоровья, человеку будет приятно, и он нам тоже пожелает здоровья в ответ. Рассказ воспитательного содержания обязательно должен вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, поэтому можно и даже нужно для рассказов подбирать знакомых сказочных героев, при этом для детей 3-4 лет их должно быть не более двух или трёх.

Для того чтобы рассказ был эффективен и не утратил своего воспитательного назначения, нужно следовать некоторым рекомендациям:

  • Подбирайте рассказ соответствующий социальному опыту ребёнка, т.е. он должен быть кратким, эмоциональным, доступным детскому восприятию, соответствовать актуальным переживаниям детей.
  • Сопровождайте рассказ яркими иллюстрациями, т.е. лучше, конечно, подобрать соответствующие картинки, но если таковых не нашлось, то можно иллюстрировать рассказ примерами из жизни или из сказок.
  • Организуйте при рассказе соответствующую обстановку для восприятия, т.е. ничто не должно отвлекать ребёнка от восприятия, ребёнку должно быть удобно и комфортно, ну и конечно, доброжелательный тон.
  • Создайте должное впечатление от рассказа, т.е. рассказ должен излагаться с выражением или даже с определённой артистичностью.
  • Не нагромождайте рассказ лишними словами, особенно важно – не использовать ни в коем случае незнакомые для ребёнка слова.
  • Позаботьтесь о том, чтобы впечатления от рассказа сохранились у ребёнка как можно дольше.

 

Разъяснение – это, своего рода, тоже рассказ, но более развёрнутый, и поясняющий вещи или явления непонятные ребёнку. Этот метод воспитания почти постоянно используется с дошкольниками. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают как и в какой ситуации надо поступать. Дети дошкольного возраста осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому нуждаются в разъяснении правил поведения, определённых требований и т.д. То есть ребёнку постоянно нужно разъяснять, почему следует вести себя так или иначе, почему, например, нужно обедать в определённое время, почему нужно правильно сидеть за столом, правильно держать столовые приборы и т.д. Когда Вы что-то запрещаете своему ребёнку, обязательно разъясняйте почему, естественно в доступной для ребёнка форме.

 Самое главное при использовании метода разъяснения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературных произведений, мультфильмов будет наиболее эффективнее, чем «чтение морали».

 

Беседа – это метод, связанный с диалогом, т.е. главное в беседе – взаимодействие, поэтому беседа предполагает активное участие не только взрослого, но и самого ребёнка. Беседа – это привлечение самого ребёнка к формированию у него определённых суждений, оценок.

Любая воспитательная беседа требует хорошего знания своего ребёнка, его возможностей. Важно также установить контакт «глаза в глаза».

 

Личный пример – это, прежде всего, своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец достойный подражания.

Вы постоянно находитесь в поле зрения своего ребёнка, который впитывает в себя всё как губка хотите Вы того или нет, поэтому можно с уверенностью сказать, что личный пример поведения – это своеобразное наглядное пособие.

Используя личный пример (а его Вы используете не всегда осознанно и по собственному желанию, и не следует забывать об этом) важно знать, что он связан с подражанием детей, которое особенно свойственно дошкольникам. В младшем дошкольном возрасте детям свойственно бессознательное подражание, а уже к поступлению в школу дети от бессознательного подражания переходят к преднамеренному, т.е. от подражания внешним действиям к подражанию внутренним свойствам личности, взятым как пример для подражания.

Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подражания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна Ваша роль в разборе таких примеров. Пример даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание ребёнка, его чувства, убеждения, активирует деятельность.