Воображение дошкольников

В современной жизни без развитого воображения просто невозможно. Практически все современные документы в сфере образования направлены на создание условий для развития творческой личности, а без развитого воображения ни о какой креативности не может быть и речи.

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Из определения видно, что для полноценного развития воображения у ребёнка должен быть определённый жизненный опыт, и чем богаче этот опыт, тем более богатым будет и воображение.

Воображение начинает проявляться уже в раннем возрасте. Так мы можем заметить, что малыш заменяет одни предметы другими. Например «угощает» вас кубиком на тарелочке, назвав его пирожком, или катает кирпичик по дороге, представляя, что это машинка и так далее. Такие действия ребёнка подавлять нельзя, а даже наоборот надо поддерживать, фантазируя вместе с ребёнком.

Полноценнее воображение начинает развиваться к трёхлетнему возрасту, когда у малыша уже есть определённый опыт и имеются некоторые умения. Так, например, ребёнок уже полностью освоил навык самостоятельного приёма пищи. Поэтому ему легко будет заменить ложку на другой предмет, например, веточку или карандаш, чтобы накормить куклу. Не имея игрушечного утюга, малыш может заменить его кубиком, не имея термометра в игре больница, его легко заменить палочкой от мороженного и так далее. Главное не навязывать ребёнку игрушки с чётко зафиксированной функцией. Родители часто приобретают игрушки, которые наталкивают ребёнка на действия с ними. Это могут быть готовые модули «Кухня», «Стирка», «Уборочный инвентарь» и тому подобное. Играя в такие игрушки, ребёнок не проявляет свою фантазию, а лишь подражает действиям взрослых. Значение игрушек  в жизни ребёнка очень велико.

Характеристика воображения в дошкольном возрасте

Во взаимосвязи с причинами возникновения различных образов, классификация воображения определяется двумя типами:

Во-первых, непроизвольное – пассивное воображение. Принцип данного вида проявляется в том, что возникновение образов происходит независимо от воли человека. Наиболее характерно оно проявляется у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Наиболее яркими примерами являются сны малыша, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда маленький человечек путает образ с действительностью. В бодрствующем состоянии ребенок дошкольного возраста может представлять различные образы, его мышление отличается легкостью, а критика к получаемым результатам отсутствует. По истечении определенного периода, процесс придет в норму и будет контролироваться осмысленно.

Во-вторых, произвольное – активное воображение. Данный вид основания представлений зависит от непосредственных проблем, установленных перед ребенком. Наибольшее развитие происходит в ходе ролевой деятельности, когда малыш представляет себя доктором, полицейским, поваром. В таком случае фантазия работает на всю мощь, так как ребёнку необходимо правильно выстроить образ и полностью ему соответствовать. Далее умение проявлять фантазию направленно совершенствуется в творческих мероприятиях.

Существует еще одно основание, по которому разделяют воображение – это особенности возникающих образов. Оно бывает трех видов:

  1. Воссоздающее креативное мышление – ребёнок, в силу своего развития и опыта должен представить в уме то, чего ранее не видел и не воспринимал;
  2. Творческое – образование новых представлений на принципах отображения действительности, обработанной при помощи мозговой активности ребёнка;
  3. Мечты – представления о будущем, которые определенно должны относиться к действительности, во избежание снижения активности малыша.

Формирование воображения и творческого мышления происходит в промежуток от пяти до двенадцати лет, а после будет весьма затруднительно наверстать упущенное. Дети, с которыми родители не занимаются целенаправленно, в дальнейшем могут утратить способность фантазировать, они теряют заинтересованность в творчестве, и не имеют возможности рационально мыслить. Таким образом, они становятся простыми исполнителями, которыми управляют и руководят креативные личности.

Для того чтобы воображение малыша развивалось необходимо создавать специальные условия, но это уже другая более развёрнутая тема.