воспитание детей раннего возраста        Ранний возраст – это период от 1 года до трёх лет. После года ребёнок существенно отличается от младенцев. В этот период ребёнок становится значительно самостоятельнее, он может занять себя какой-нибудь деятельностью, проявляет активный интерес к окружающему миру (ведь у него открылись новые возможности для познания, он начал ходить и поэтому ему стали доступнее многие вещи). Значит и воспитание детей раннего возраста существенно отличается от воспитания младенцев. Развитие детей от года до трёх лет идёт по разным направлениям и это тоже необходимо учитывать при воспитании детей раннего возраста. Будем разбираться по порядку…

         Раннее детство – это самый благоприятный период для развития детской речи. Ведь именно в этом возрасте формируется самая большая часть нашего пассивного словаря (т.е. тех слов, которые ребёнок понимает). Интенсивно растёт и активный словарь малыша (т.е. слова, которые ребёнок произносит). Подумать только! За какие-то полтора года ребёнок усваивает около 1500 слов, понимает почти все слова, которые Вы произносите, а к трём годам он уже способен произносить 3000 – 3500 слов и строить предложения. В каком-нибудь ещё возрастном периоде такое бывает?! Сколько новых слов за последние полтора года усвоили Вы? Поэтому очень важно обратить внимание на развитие речи детей раннего возраста.

         К двум годам ребёнок способен понимать объяснения взрослого, т.е. с детьми этого возраста можно применять элементарные инструкции. Также в 2 года ребёнок уже воспринимает речь-рассказ. Поэтому в это время вводятся новые методы воспитания (в частности рассказ, беседа и разъяснение ). Средства воспитания детей раннего возраста тоже пополняются новинками. В частности к ним подойдут мини рассказы из детской литературы, произведения устного народного творчества, сказки, загадки. Детям очень нравятся небылицы, очень хорошее средство – колыбельные песни и т.д. Для развития речи детей раннего возраста можно уже применять различные дидактические игры , например, детское лото (с предметами, животными, растениями и т.д.), домино с тем же содержанием, театрализованные игры, режиссерские игры. С двух лет вполне можно играть в сюжетно-ролевые игры, они обогащают активный и пассивный словарный запас детей и развивают связную речь. Для этого возраста подойдут такие игры как «Семья», «Больница», «Магазин». Главное, чтобы игрой руководили Вы, иначе ребёнку будет неинтересно, он быстро устанет, а его действия будут довольно бедные. Если Вы научите играть ребёнка в раннем детстве, то в дальнейшем его игра будет настолько богата сюжетами и разнообразна, что он сам будет придумывать новые игры и играть в них.

         Ещё очень важная особенность развития речи детей раннего возраста – появление автономной речи. Автономная речь – это необычные по звучанию и по смыслу слова, которые ребёнок придумывает сам и заменяет ими обычные слова. Например, моя дочь слова конфетка произносит как «кесенька», Снегурочка – «Жучка», мороз – «моз», собака – «авава», хрюша – «чуха» и т.д. Этот язык ребёнка очень интересен и вызывает у взрослых улыбку, а главное – так и хочется повторить это интересное и необычное слово, чего категорически делать нельзя! Если взрослые будут общаться с ребёнком на его выдуманном языке, то произойдёт задержка речевого развития, что спровоцирует другие серьёзные проблемы. Исправить это будет крайне трудно. Поэтому, чтобы автономная речь трансформировалась и исчезла необходимо общаться с ребёнком на «взрослом» языке.

         К трём годам произнесение слов становится более правильным, дети усваивают все основные звуки родного языка. Но не паникуйте, если ребёнок ещё картавит или плохо связывает слова в предложения. Все звуки должны сформироваться только в пять лет, поэтому, если Вы будете уделять внимание развитию речи вашего малыша, всё будет хорошо и Вам не за чем будет обращаться к специалисту.

         Кроме речи в этом возрасте активно развиваются и другие психические функции. Доминирует среди этих функций восприятие, с ним взаимосвязаны и другие психические функции (внимание, память, речь, мышление). Восприятие детей раннего возраста отличается тем, что поведение детей этого периода является импульсивным и заданным наличной ситуацией. Окружающие предметы как бы притягивают малыша к себе. Отсюда возникают первые запреты. Много опасностей таит в себе окружающая обстановка: и розетки, в которые так и хочется засунуть пальчик или карандаш, и различные мелкие предметы, которые обязательно необходимо засунуть в рот или нос, и всевозможные острые предметы, жидкие химические средства, которые очень нужно попробовать на вкус и т.д. Раньше, в младенческом возрасте, всё это было недоступно, но теперь, ребёнок сам может достать всё, что ему надо. Поэтому что мы произносим?! Правильно: «Нельзя!»  «не лезь!» «отойди!» «не бери!» и т.д. Из этого можно сделать вывод, что ребёнок впервые в своей жизни сталкивается с первыми нормами, запретами, ограничениями. Важной задачей для ребёнка этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование дисциплины, опрятности. Можно сказать, что с этого начинается полноценное нравственное воспитание детей. Главными методами воспитания будут поощрение и наказание. Дети нуждаются в обратной связи со стороны взрослых, которая выражается в похвале («Какой ты у меня молодец!», «Я так рада, что ты мне помог!») или лёгком порицании («Я так огорчена твоим поведением!», «Я думала, что ты не умеешь себя вести так плохо!» и т.д.). Главное в проявлении обратной связи то, что обсуждается не личность ребёнка (ты плохой, или ты хороший), а его действия и поступки (как некрасиво ты поступил, или как здорово ты мне помог).

         Для детей двух – трёх лет важен ещё такой метод воспитания как личный пример. Дети в этом возрасте легко усваивают образцы поведения. Они отзеркаливают поведение родителей за пределами семьи, например, в детском саду. Не забывайте об этом, когда что-либо делаете. Вы и Ваше поведение всегда в поле зрения ребёнка, Вы образец для подражания хотите Вы того или нет. Никогда не выясняйте отношения и не ссорьтесь в присутствии ребёнка. Отойдите в другое место, может быть за это время Вы и передумаете ссориться. Никогда не упрекайте в присутствии ребёнка своего партнёра в том, что он действует неправильно, ребёнок всё улавливает, а потом будет проверять нравственные нормы (что можно делать, а чего нельзя, что хорошо, а что плохо).

В раннем детстве у детей начинают формироваться такие эмоциональные новообразования как сотрудничество, отзывчивость и эмпатия. Фундаментом их формирования будет то, как общаются с ребёнком когда он обижен или нуждается в помощи, как общаются окружающие между собой. В частности, ребёнок должен наблюдать проявление сочувствия членов семьи друг к другу. Кроме этого важно обращать внимание ребёнка на некоторые состояния окружающих. Например, обратить внимание, что папа пришёл с работы и он устал, ему нужно отдохнуть, или мама устала, нужно помочь ей собрать игрушки и т.д. Больше обращать внимание детей на правильные, хорошие поступки, комментируя их. Плохие, неправильные поступки дети видят сами и очень быстро их перенимают.

Развитие внимания у детей раннего возраста непосредственно связано с развитием восприятия. Внимание у детей в этом периоде непроизвольное, т.е. зависит от наличной ситуации, в которой находится ребёнок. Наблюдаются индивидуальные различия в развитии внимания детей раннего возраста. Это означает, что некоторые дети проявляют излишнюю внимательность к определённым предметам, например к смене обстановки, к изменениям внешнего вида взрослых, перестановке предметов и т.д., другие дети этого не замечают. Что касается сосредоточенности и устойчивости внимания детей раннего возраста, то, как я уже говорила, внимание непроизвольное, следовательно, будет зависеть от того, на сколько интересна ребёнку деятельность, которой он занимается.

В раннем детстве в процесс активного восприятия включается память. Развитие памяти у детей раннего возраста происходит не на столько активно как развитие речи. Память в этом возрасте непроизвольная, т.е. ребёнок не ставит перед собой задачу что-то запомнить и воспроизвести. Он просто непроизвольно воспроизводит ранее увиденное или услышанное, особенно то, сто вызвало у ребёнка сильные эмоции. Поэтому, я в очередной раз я делаю акцент, что в этом возрасте очень важен личный пример поведения.

Развитие мышления у детей раннего возраста тоже непосредственно связано с восприятием. Мышление в этом возрасте называется наглядно-дейтвенным, оно основывается на восприятии и действиях осуществляемых ребёнком. Поэтому для развития мышления детей раннего возраста очень важно организовывать предметную деятельность. Вы должны научить малыша действовать с предметами, показать ему, как правильно держать ложку, чашку,  карандаш и т.д. Эта организованная деятельность помогает не только развитию мышления, но и для воспитания аккуратности, опрятности, усвоения норм поведения.