Методы организации деятельности, общения и опыта поведения.

         К этим методам относятся: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

         Наши дети осваивают новые понятия, познают окружающий мир в процессе разнообразной деятельности. В совместной деятельности со взрослым у ребёнка складываются интересы и стремления, развиваются их способности, закладываются нравственные качества. Можно сказать, что воспитание ребёнка происходит непосредственно в деятельности. Деятельность сама по себе не будет иметь воспитательного значения, если нет определённого руководства ею, т.е. чтобы было оказано воспитательное воздействие на ребёнка, не следует пускать всё на самотёк, а нужно планировать, организовывать детскую деятельность и контролировать её.

         Итак, рассмотрим данную группу методов более подробно…

         Приучение – метод, который среди других используется наиболее часто. Приучение направлено на выполнение ребёнком определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения, т.е. на формирование привычек. Приучать ребёнка правильно вести себя необходимо уже с раннего возраста. Чтобы данный метод был эффективным Вы должны чётко определить для себя, какие привычки поведения необходимо формировать с каждым возрастным периодом. Необходимо определить для себя минимум привычек для раннего возраста (приблизительно от года до трёх лет), для младшего дошкольного возраста (3-4 года), среднего (5-6 лет) и старшего (6-7 лет). Затем ребёнку даётся образец выполнения определённых действий. Для выполнения определённых действий с помощью приучения требуется определённое время и неоднократное повторение. Сначала Вам необходимо добиться точности выполнения действий, а затем и быстроты.

         Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослого. Такой контроль требует от Вас внимательного, заботливого отношения к ребёнку, тактичного объяснения. Не ждите, что ребёнок начнёт выполнять требуемые действия сразу же или после однократных повторений, это совсем не так, запаситесь терпением и не отступайте и тогда, скоро Вы увидите результат.

         Одним из ведущих средств приучения ребёнка к необходимым формам поведения является режим его жизни. Когда целый день ребёнка расписан по минутам, это не только дисциплинирует ребёнка, но и помогает воспитывать определённые нравственные качества, помогает чётко организовать детскую деятельность, и Вам самим проще подстроиться под этот режим жизни и планировать собственную деятельность.

         Можно рассмотреть использование этого метода на наглядном примере. Например, возьмём приучение ребёнка к элементарному действию – мыть руки перед едой. К данной деятельности можно приучать ребёнка уже в раннем детстве. Изо дня в день заводить ребёнка в ванную комнату, показывать, как моет руки мама или папа, затем предлагать ребёнку мыло и намылить им руки, вызвать интерес у ребёнка к воде и мылу. На первых этапах можно использовать детское мыло в виде различных фигурок. В это время для ребёнка не важен результат его деятельности, а важен сам процесс, поэтому необходимо сделать эту деятельность интересной для ребёнка. Показать, как надуваются мыльные пузыри, какая пена образуется от мыла. В более старшем возрасте можно ввести соревновательный элемент, например, у кого пушистее получатся перчатки из мыльной пены и т.д. В дальнейшем следует рассказать ребёнку, для чего нужно мыть руки перед едой. Важно, чтобы процесс приучения был непрерывным, чтобы он повторялся изо дня в день, а не раз или два в неделю, и тогда Вы увидите, что ребёнок сам без напоминания пойдёт в ванную комнату в нужный момент, а ещё и Вам сделает замечание или напомнит, если Вы этого не сделаете.

         Упражнение – метод, который органически связан с методом приучения. Если метод приучения непосредственно связан с процессом, с действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы ребёнок проникся пониманием значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение, в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако, нельзя представлять упражнение как дрессировку, как механическое выполнение действий. Упражнение как метод воспитания предполагает осознанный подход ребёнка к выполнению определённых действий. Упражнения связаны с организацией жизни ребёнка, с иго разнообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений ребёнок учится поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами.

         Создание воспитывающих ситуаций – это метод воспитания, без которого не обойтись при использовании методов приучения и упражнения.

Воспитывающие ситуации специально создаются, когда необходимо поставить ребёнка перед фактом выбора поступка (например, угостить бабушку конфеткой или съесть её самому; поделиться с другим ребёнком своей игрушкой или играть одному и т.д.). Воспитывающая ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с номами поведения, принятыми в обществе.