Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет и условно его можно разделить на несколько периодов:

  • ·        Младший дошкольный возраст (3 – 4 года);
  • ·        Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет);
  • ·        Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

Начинается дошкольный возраст с кризиса трёх лет, по-другому его называют «Я сам!». Кризис 3 лет– один из самых ярких кризисных периодов нашей жизни. Он характеризуется всплеском повышенной самостоятельности ребёнка. В связи с этим возникает внутренний психологический конфликт между потребностями ребёнка быть самостоятельным, делать всё самому и его физическими возможностями (точнее невозможностями). Кроме того, с этого возраста повышаются и требования к ребёнку со стороны взрослых. Ему говорят «Ты уже большой», «Посмотри на своё поведение», «Ты должен» и т.д. Разрешается этот кризис благодаря тому, что взрослый раскрывает для ребёнка новые виды деятельности, благодаря которым ребёнок может проявить свою самостоятельность и инициативу, выразить себя.

За период дошкольного детства ребёнок достаточно быстро развивается физически. К дошкольному возрасту ребёнок становится физически крепче, улучшается координация движений, дети умеют не только ходить и бегать, к трём годам они уже могут прыгать, лазать по лестнице, ползать и т.д. Укрепляются мышцы и костная система. В дальнейшем все эти движения совершенствуются.

В этом возрасте очень важно физическое воспитание детей . Оно заключается в том, что ребёнка необходимо научить заботиться о своём здоровье, получать удовольствие от физических упражнений. Одним из самых эффективных методов воспитания дошкольников будет Ваш личный пример поведения. О каком физическом воспитании может идти речь, если мама с папой весь выходной лежат на диване и смотрят телевизор?! Или проводят время сидя за компьютером?! Если ребёнок посещает детский сад, то в будние дни там он будет делать утреннюю гимнастику. В выходной – Вы должны показывать личный пример. Посудите сами: если в детском саду говорят, что зарядку делать необходимо, что это полезно для здоровья, ребёнок видит там, как все приобщаются к этой полезной привычке, а дома? Родители совсем не хотят этого делать и… не делают! У ребёнка возникает противоречие: «А как правильно? Кто-то обманывает? Надо проверить!». И… проверяет… детскими шалостями, за которые несёт незаслуженное наказание! Поэтому постарайтесь придерживаться привычного режима дня для ребёнка, делайте зарядку вместе с ним, хотя бы 5 минут. И ребёнку будет хорошо, и для Вас польза. Придумайте ваш собственный комплекс утренней гимнастики.

Хорошие средства для физического воспитания детей в этом возрасте – общение с природой, знакомство с различными видами спорта, активный семейный отдых, подвижные игры.

Физическое развитие ребенка дошкольника напрямую связано с умственным. Благодаря своей физической активности, развитыми движениями, координацией дети способны лучше проявлять свою любознательность, познавать мир, наблюдать, изучать, экспериментировать и т.д. В этом и проявляется  умственное воспитание и развитие дошкольников . Возраст от 4 лет по праву называют «возрастом почемучек». Ребёнок постоянно задаёт взрослым различные вопросы. По характеру вопросов можно судить на каком уровне развития находится Ваш ребёнок. Первые вопросы дошкольника обозначают окружающий его мир («что это?», «кто это?», «как это называется?» и т.д.). Далее появляются вопросы, которые помогают установить причинные и причинно-следственные связи, ключевое слово в них «КАК?» и «ПОЧЕМУ?» («как это сделано?», «как это устроено?», «почему ветер дует?», «почему бабочка летает?» и т.д.).

Осуществляя умственное воспитание ребенка дошкольника, взрослый должен отвечать на все вопросы ребёнка, как бы он от них не устал. Если Вы будете всё время отмахиваться от вопросов вашего ребёнка, произойдёт снижение познавательного интереса, который в дальнейшем сменится безразличием. Конечно, взрослому для этого нужно очень сильно «постараться», т.к. любознательность у дошкольников носит достаточно устойчивый характер, но некоторым это удаётся. Если же Вы будете удовлетворять потребность к познанию, то познавательный интерес дошкольника будет на достаточно высоком уровне, что в дальнейшем поможет при подготовке ребёнка к школе.

Кроме окружающего мира дошкольников начинает интересовать его внутренний мир, т.е. дети дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к самим себе, к своему организму, к своим чувствам и переживаниям – это называется развитие самосознания дошкольников. Развитие самосознания детей проходит ряд этапов: сначала дети отделяют себя от окружающего мира; затем начинают осознавать своё имя; далее у них формируется самооценка, которая в дошкольном возрасте зависит целиком и полностью от оценки взрослого; к трём годам дети осознают свой пол и пытаются вести себя в соответствии со своим полом; к 5  годам дети осознают себя во времени, например, могут сказать «когда я был совсем маленький, мама давала мне молочко из бутылочки»; и к 7 годам начинают осознавать свои права и обязанности, что очень важно для подготовки детей к школе

Также развитое самосознание дошкольников помогает проявлению произвольности поведения, т.е. ребёнок к 7 годам уже умеет управлять своим поведением, чувствами, эмоциями, что также является показателем готовности ребёнка к обучению в школе.

С умственным воспитанием тесным образом связано развитие воображения дошкольников. Развитию воображения в дошкольном возрасте способствует накопленный запас знаний об окружающем мире, именно благодаря ему, дошкольники строят новые образы в своём воображении. Об уровне развития воображения дошкольников можно судить по их игре. Если ребёнок придумывает разнообразные интересные сюжеты, придумывает новые образы (персонажи или роли), использует предметы-заместители, то можно говорить о хорошо развитом воображении. Иногда кажется, что фантазиям дошкольников нет предела, они постоянно находятся в мире привлекающих их образов. Можно также определить, откуда ребёнок черпает эти образы для игр или художественного творчества: из фильмов, мультфильмов, книжных иллюстраций, сказок, рассказов и т.д. Некоторые взрослые ошибаются, думая, что воображение детей развито лучше, чем у взрослых. Это не так. Воображение дошкольника значительно беднее воображения взрослого. Для развивающейся личности – это основа, фундамент для развития интеллекта и эмоциональной сферы детей.

С умственным и физическим развитием дошкольников тесно связано важнейшее достижение дошкольного возраста – развитие разных видов деятельности дошкольников: игровой, трудовой и художественной. Отсюда можно рассматривать виды воспитания – трудовое, эстетическое и нравственное.

Трудовое воспитание дошкольников заключается в приобщении детей к самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, общественному и умственному. Трудовое воспитание дошкольников начинается с приобщения ребёнка к самообслуживанию. К трём годам ребёнок старается всё делать сам: сам одевается, сам ест, сам причёсывается и т.д. И именно эти стремления должны перерасти в желание трудиться. Главное средство трудового воспитание дошкольников – это отношение взрослых к проявлению самостоятельности детей. Взрослые не должны подавлять самостоятельность дошкольников, а важно создать для ребёнка «ситуацию успеха», поощрять стремление ребёнка к самостоятельности. Например, если ребёнок ещё не умеет завязывать шнурки, следует обувать ему ботинки на липучках. Ребёнок будет чувствовать радость, а не огорчение, когда он сможет не только самостоятельно обуться, но и справиться с застёжкой. С двух лет дети способны есть самостоятельно, но это не всегда получается. Мелкая моторика и координация движений малышей ещё несовершенны и поэтому не всегда у них получается попасть ложкой в рот. Наберитесь терпения, не ругайте ребёнка за испачканную кофточку или стол. Когда у малыша всё получается, он радуется и стремится сделать ещё лучше. Создавайте условия для проявления самостоятельности. Давайте ребёнку одежду, которую он может одеть самостоятельно (штаны, колготки, тапки, носки и т.д.), подбадривайте своего малыша, говорите ему, что всё получится, что он уже взрослый, а все взрослые одеваются и кушают сами и т.д. Не раздражайтесь и не ругайте ребёнка, если у него чего-нибудь не получилось, наоборот, скажите, что «сейчас не получилось, не расстраивайся, получится завтра».

С 3 лет дети обожают помогать взрослым – поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать, гладить и т.д. И здесь, также главное не подавить это стремления. Не ругайте ребёнка, если он вырывает у вас из рук веник и просит подмести пол. Пускай он это сделает. Переделаете потом, НО, когда малыш не увидит. Во время стирки поставьте ему отдельный тазик с носовыми платочками – разрешите помочь вам постирать. Или дайте постирать кукольную одежду, поверьте, ваш ребёнок будет на седьмом небе от счастья, что ему такое разрешили. А когда Вы моете посуду, а малыш просит помочь Вам, что Вы говорите?! «Отойди, а то всё перебьёшь!» или что-нибудь в этом роде. Позвольте вашему малышу помочь Вам, дайте ему полотенчик, пусть вытирает вымытую Вами посуду. А когда ребёнок подрастёт, и Вы разрешите помыть посуду самостоятельно под краном – это будет для него великой честью, а в дальнейшем перейдёт в почётную обязанность. К 7 годам можно завести какого-нибудь домашнего любимца, чтобы ребёнок ощущал всю ответственность трудовых действий. Но при условии, что Вы с ребёнком распределите обязанности по уходу за животным. И, конечно же, обязательно следует изучить условия содержания питомца.

Эстетическое воспитание дошкольников также связано в первую очередь с развитием разных видов деятельности детей. Главные средства эстетического воспитания дошкольников – это, во-первых, окружающая среда (научное название – развивающая среда). Все вещи должны лежать на своём месте, а значит, у каждой вещи должно быть место. Следует организовать развивающую среду таким образом, чтобы игрушки лежали в доступном для детей месте, а ещё очень важно, чтобы ребёнок мог также с лёгкость убрать эти игрушки на свои места. Не разрешайте брать малышу игрушку, пока он не убрал ту, в которую только что играл.

Во-вторых – личный пример поведения. Ребёнок должен видеть опрятных родителей: причёсанных, в чистой одежде, одетых со вкусом и т.д.

В-третьих – художественная деятельность дошкольников, а точнее приобщение к ней. Для этого взрослые должны сами проявлять интерес к творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации вместе с детьми. Сейчас достаточно много новых направлений в художественном творчестве.

В-четвёртых – гигиенические навыки ребёнка. Приобщение малыша к опрятности, аккуратности, воспитание чувства вкуса.

В дошкольном возрасте активно усваиваются нравственные нормы поведения. В связи с этим осуществляется нравственное воспитание дошкольников. Наиболее действенным средством нравственного воспитания дошкольников будет подражание. Ребёнок подражает взрослым во всём: и внешнем виде, и в поведении, и даже эталоны оценки окружающего. Родители ежедневно обсуждают ситуации, которые произошли за день, применяя определённые оценочные слова: «хорошо», «плохо», «не прав», «уважает» и т.д. Дети должны видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие нравственные качества. Кроме этого очень важно хвалить и поощрять детей за собственную доброту и щедрость. Тогда эти качества будут развиваться. В нравственном воспитании дошкольников очень важно научить ребёнка ставить себя на место другого человека.

Следует также отметить развитие отношений дошкольников со сверстниками. Дети дошкольного возраста начинают ценить общество друг друга. Начинают делиться чувствами, мыслями, пересказывают увиденные фильмы, мультфильмы, события из жизни. Возникает дружба. В этом возрасте нужно поддерживать дружеские и доброжелательные отношения с другими детьми – это очень важно для социального развития детей.

В заключении хотелось бы рассмотреть механизм воспитания:

Знания – чувства – мотивы – убеждения – поступки – привычки – поведение – результат (качество личности).