Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

         К этой группе методов относятся всего два основных и всем известных метода – поощрение и наказание, иногда к числу данных методов добавляют соревновательные ситуации (кто быстрее, кто больше, кто сильнее и т.д.).

         Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении ребёнок испытывает гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребёнок внутренне готов к повторению хороших поступков. Как правило, поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. Иногда поощряют детей каким-то делом, которое давно хотел совершить ребёнок. Можно использовать материальные способы поощрения, но не следует ими злоупотреблять, иначе ребёнок будет совершать хорошие поступки не по убеждению, а за вознаграждение. Необходимо постоянно следить за тем, как ребёнок реагирует на поощрение – ждёт подарков, начинает зазнаваться и т.д. Поэтому следует разнообразить способы поощрения.

         Наказание – принято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуществлением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на коррекцию поведения ребёнка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребёнка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать своё поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребёнка страдания, отрицательных эмоций. К методу наказания Вы должны относиться очень осторожно. Во все времена отношение к наказанию было весьма противоречиво. И сейчас ведутся многочисленные споры, следует ли вообще наказывать детей, а если следует, то каким образом.