Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос человеком ответственным, который четко выполняет свои обязанности и готов ответить за свои поступки или бездействия.  Маленькому ребёнку ещё очень трудно брать на себя ответственность, да и некоторые взрослые боятся этого явления и ведут себя достаточно инфантильно.

                Ответственность – это социальное качество личности, которое заключается в осознании последствий за собственные поступки или бездействия, способности отвечать за свои поступки. Ответственность просто необходима ребёнку для будущей взрослой жизни. Многие дети не хотят взрослеть и брать на себя трудности. Здесь большую роль играет взрослый, который предъявляет ребёнку требования, рассказывает о своих ожиданиях, которые должны оправдаться.

Ответственными люди не рождаются, они ими становятся. Поэтому можно смело говорить о том, что это качество личности формируемое, его можно воспитать.  Воспитание ответственности одной из задач нравственного воспитания. Ответственность  заключается в умении предвидеть последствия своих поступков. Маленький ребёнок этого сделать пока не может, но он может с помощью взрослых определять, что такое хорошо, а что такое плохо. Многие родители считают, что их ребёнок всё понимает, но упрямится или ленится выполнять правила и нормы принятые в обществе. Из-за этого часто наказывают своё чадо незаслуженно. Ответственность свойственна достаточно зрелой личности, но закладывается в детстве. Воспитание ответственности очень тесно связано с формированием самосознания у ребёнка, которое начинается примерно с двух с половиной лет.

До двух лет добиваться от ребёнка проявления ответственности вообще не стоит. Малыш ещё не может предвидеть последствия своих поступков, эти последствия для него наступают внезапно и достаточно неожиданно. Роль взрослого в этом возрасте сводится к тому, чтобы разъяснить крохе хорошие и плохие поступки и объяснить почему так или иначе поступать нельзя.

От двух до трёх с половиной лет наблюдается «кризис трёх лет». Этот период  — возраст проверки принятых норм. Ребёнок сознательно нарушает правила, чтобы «проверить», что будет, какие наступят последствия. Роль взрослого на этом этапе заключается в том, чтобы обозначить границы ответственности. Здесь очень важно проявлять твёрдость в своих требованиях, чёткость и неизменность принятых правил.

С трёх с половиной лет до пяти начинается период ответственного поведения. Роль взрослого – контролировать и подсказывать правила поведения. Нужно обозначить круг ответственности и следить, чтобы она проявлялась у ребёнка. Например, уборка игрушек после игры, бережливость личных вещей, некоторые домашние обязанности. В детском саду, если ребёнок его посещает, также обозначается зоны ответственности, которые заключаются в дежурстве и поручениях. Здесь главное не переборщить с кругом зон ответственности, их не должно быть слишком много. С этого возраста можно и даже нужно предоставлять ребёнку свободу действий в разумных пределах. Если строго диктовать ребёнку его поведение и контролировать его, малыш всегда будет ждать алгоритмов поведения со стороны взрослых, таким образом, родители сами сформируют инфантильность поведения, которая проявится во взрослой жизни.

В шесть – семь лет у ребёнка уже наблюдается проявление ответственности. Ответственность в этом возрасте тесно связана с иерархией мотивов (когда ребёнок способен определить, что на данный момент важнее) и является важнейшим условием успешного обучения в школе. Поэтому, при подготовке ребёнка к школьному обучению не стоит забывать про формирование этого важного качества личности. В этом возрасте дети уже способны оценить поступки не только свои, но и чужие, например литературного героя. Расширяются и зоны ответственности: кроме ответственности за игрушки, за личные вещи и внешний вид, появляются зоны ответственности за объекты природы и за чужие вещи.

Чтобы целенаправленно воспитать ответственность у ребёнка применяются специальные методы воспитания, которые рассмотрим в следующей статье.