Одним из направлений нравственного воспитания является воспитание ответственности. Воспитание ответственности – дело достаточно непростое. Формируется ответственное поведение малыша постепенно, при этом обязательно необходимо учитывать особенности возраста, чтобы не завышать требования к ребёнку. Ранее рассматривались особенности воспитания ответственности в разные возрастные периоды.

Ответственность  — качество личности, которое не появляется стихийно само по себе, его необходимо целенаправленно и планомерно формировать. Можно выделить методы воспитания ответственности:

Во-первых – личный пример. Этот метод заключается в выполнении собственных обещаний. Если взрослые дали какое-нибудь обещание, его обязательно нужно сдержать. Еще, взрослые должны демонстрировать ребёнку зоны своих ответственностей. Например, убирать свои вещи, а не бросать их на стуле, или помыть посуду после еды, и т.д.

Во-вторых – упражнения. Воспитание ответственности заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка определённые привычки поведения. А если рассмотреть механизм воспитания нравственных качеств, то можно увидеть, что привычки формируются с помощью упражнений. То есть, чтобы воспитать ответственное поведение необходимо ежедневно повторять одни и те же требования и одни и те же действия.

В-третьих – методы стимулирующие поведение ребёнка, к ним относятся поощрение и наказания. Можно придумать целую систему поощрений и санкций. Например, можно придумать и оформить «экран добрых дел», на котором будут отмечены зоны ответственности ребёнка. Каждое сделанное дело взрослый будет отмечать значком, например, магнитиком. За неделю ребёнок должен набрать определённое количество значков, чтобы в конце недели у него была какая-нибудь привилегия (например, сходить в кафе – мороженное или в кино, или в парк аттракционов и т.д.). За неисполнение дел значок снимается. Соответственно, в конце недели подводятся итоги.

Частью предложенных методов являются приёмы воспитания ответственности.

Очень важным приёмом является выбор стиля семейного воспитания. Лучше всего придерживаться авторитетного стиля воспитания. При этом стиле высокая степень контроля сочетается с принятием самостоятельности ребёнка. Совместно с ребёнком устанавливаются правила поведения. Когда ребёнок сам придумал себе правила, ему, скорее всего не захочется их нарушать.

Ещё одним действенным приёмом будут поручения или их система. Собственно, они и являются частью метода упражнений. Эти поручения можно включить на «экран добрых дел». Ребёнку трудно держать в голове свои обязанности, поэтому, чтобы ему напомнить о зоне ответственности можно использовать карточки, обозначающие эту зону ответственности (например, полить цветы – растение, убрать игрушки – коробка с игрушками и т.д.).

Следующий приём напрямую пересекается с предыдущим – это напоминание и контроль. Собственно, этот приём и заключается в использовании «экрана добрых дел», на котором наглядно отражено, что малышу нужно сегодня сделать, и отмечено, что он уже сделал и получил за это значок.

Ещё одним интересным приёмом является поощрение ребёнка ответственным заданием. За проявление ответственного поведения малыш награждается важным поручением, которое расширяет границы самостоятельности.

Следующий приём — воспитывающие ситуации. Для ребёнка создаются специальные условия, в которых он проявляет свободу выбора, но главным условием этой ситуации является: «если ты этого не сделаешь – никто за тебя это не сделает».

Для современных детей действенным приёмом является использование художественной литературы и обсуждение мультфильмов. Главное не просто прочитать литературное произведение или просмотреть мультфильм, а обсудить их и главных героев, проанализировать поступки персонажей, обстоятельства, в которых они оказались.

Игровые приёмы. Например, убирать игрушки играя или преподнести эту обязанность в соревновательной форме, например, кто быстрее соберет (при этом надо дать ребёнку выиграть). И, конечно же, использование сюжетно-ролевых игр, просто необходимо играть с ребёнком в игры, отражающие социальную действительность.

Применяя все эти методы и приёмы, ни в коем случае не следует забывать, что личность ребёнка ещё не сформирована, поэтому полной ответственности ждать от него не следует. Обязательно нужно быть последовательным и настойчивым в своих требованиях и показывать личный пример своими действиями. Воспитывать ответственность нужно постепенно и деликатно, не перегружая малыша зонами ответственности. И ни в коем случае не стоит превышать ожидания, которые относятся к поведению ребёнка.