В начале этого поста хотелось бы сделать небольшое вступление, обратив внимание на особенности сюжетно-ролевых игр детей разного возраста.

Как уже говорилось ранее, дошкольники, имея разный жизненный опыт и разное представление о мире, разыгрывают совершенно разные сюжеты. Содержание детской игры будет зависеть от возраста ребёнка, от уровня его развития и от того, на сколько много внимания детской игре уделяет взрослый. Если ребёнок посещает детский сад, то там всё ясно: там работает специально обученный человек и учит детей играть, кроме того, ребёнок находится в постоянном взаимодействии со своими сверстниками и наверняка более активные дети подскажут менее активным как действовать. Но что делать, если ребёнок не ходит в детский сад, а практически всё время находится с Вами и круг его общения сводится к играм во дворе с разновозрастной категорией детей. Ребёнка необходимо научить играть! Да, да — именно НАУЧИТЬ играть. Многие взрослые ошибочно полагают, что дети играют самостоятельно, берут игрушку и… начинают играть, действовать с ней. Но это не так! Не побоюсь повториться, детей нужно учить играть! Иначе их игры будут бедны и неинтересны. Все сюжеты будут сводиться к одним и тем же действиям. Например, моя племянница, играя с куклами, совершала одни и теже действия: они у неё ели и спали. И каково же было её удивление, когда она узнала, что куклы могут сходить на концерт или в театр или пройтись по магазинам, или съездить в путешествие и т.д.

         Как же научить ребёнка играть в сюжетно-ролевую игру? Во что поиграть с ребёнком определённого дошкольного возраста? Какие сюжетно-ролевые игры подобрать для детей разного возраста?

         Сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Младшие дошкольники имеют очень бедный жизненный опыт. Для них в игре главное взаимодействие со взрослым. Поэтому и содержание игры будет достаточно примитивным. Для детей этого возраста можно организовать игры, которые по содержанию будут отражать те события в жизни ребёнка, которые он непосредственно переживал и которые произвели на ребёнка определённые эмоциональные впечатления. С детьми этого возраста играют в такие игры как «Семья», «Больница», «Магазин». Но не следует забывать о том, что всё содержание сюжетно-ролевой игры в этом возрасте сводится к предметным действиям.

         Предлагая игру «Семья», создайте необходимую обстановку и подумайте, в чём будет заключаться игра на сегодняшний день, ведь для ребёнка 3 лет достаточно трудно выполнять много разнотипных действий. Например, вы сегодня будите кормить куклу Аню. Тогда вам необходимо поставить плиту, взять посуду, поставить стол. Начните игру самостоятельно: скажите, что кукла Аня только что пришла с прогулки, она проголодалась, предложите покормить куклу. Пусть ребёнок самостоятельно начнёт игровые действия, понаблюдайте за ним. Если Вы заметили, что ребёнок выполняет однотипные действия, то поиграйте вместе с ним, добавив в его игру ещё пару, тройку новых действий. Например, Вы заметили, что Ваш ребёнок «варит суп» и тут же приступает кормить Аню. Поиграйте вместе с малышом, скажите, можно я поиграю как ты? Повторите его действия, а потом съакцентируйте внимание на новых действиях. Проговаривайте свои действия: «Сначала надо накрыть на стол – я постелю скатерть и порежу хлеб, теперь я сварю суп для Ани, я буду варить овощной суп, для этого я возьму… Пусть суп варится, а я пока приготовлю второе. На второе у меня будут макароны с котлетой… Надо заварить чай… Аня, ты помыла руки? Садись за стол, сейчас будем обедать. При этом необходимо осуществлять действия, которые видел ребёнок в реальной жизни: помешивать суп ложкой, подвязать кукле салфеточку перед едой, кормить её ложкой или вилкой, напоить чаем, помыть посуду. Ближе к четырём годам можно расширить действия – после обеда уложить куклу спать, почитать ей книжку после сна или предложить её какую-нибудь игру. Вот примерное содержание сюжетно-ролевой игры «Семья» для ребёнка 3 – 4 лет.

         Начать играть в игру «Больница» можно примерно так. Обратите внимание на то, что у какой-нибудь игрушки перебинтована лапка и предложите открыть больницу и вылечить всех зверей. Опять же все действия должны быть знакомы ребёнку: Осматриваете, например, мишку, смотрите его горлышко, затем слушаете его фонендоскопом, можно измерить пульс, выписываете лекарство. Следующему «пациенту» можно сделать укол (дети это просто обожают!) и перебинтовать лапу и т.д. Затем действия повторяются. Разговаривайте с вашими «пациентами», пусть ребёнок тоже активизирует свою речь благодаря игровым действиям.

         Что касается игры «Магазин», то здесь следует сделать некоторое уточнение —  лучше всего играть в «Магазин игрушек» или в «Продуктовый магазин» — это ближе всего ребёнку. Раньше трёх лет не следует вводить эту сюжетно-ролевую игру, т.к. ребёнку ещё очень трудно понять особенности взаимодействия продавца и покупателя. Для этой игры тоже важны особые атрибуты, например, кассовый аппарат, весы, продуктовая корзинка, продукты или игрушки. Сейчас в магазинах очень много таких атрибутов, но их можно изготовить и самостоятельно. Кассовый аппарат можно изготовить из обувной коробки, а продукты, например овощи – из солёного теста. Поверьте мне, с такими игрушками ребёнок будет играть с большим удовольствием, чем с покупными, ведь их сделал он САМ, с помощью своей любимой мамы.

     Читайте также:

      Сюжетно-ролевые игры для детей среднего дошкольного возраста  

       Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста