В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) кругозор ребёнка расширяется, жизненный опыт становится больше, а фантазия богаче, поэтому можно добавлять новые сюжеты для детской игры. К уже знакомым сюжетам можно добавить игры в «Парикмахерскую», «Автобус» (или другой вид транспорта), «Путешествие», «Почта», «Кафе», «Концерт», «Театр» и т.д. С детьми этого возраста можно уже комбинировать сюжеты игр. Например, сходили в магазин, купили продуктов, пришли домой, приготовили обед, накормили кукол и т.д. Сюжетно-ролевые игры у детей в этом возрасте длятся гораздо больше по времени, чем в младшем дошкольном возрасте. Роль взрослого здесь второстепенна, ребёнок может играть самостоятельно. Но, главное, расширять жизненный опыт ребёнка, насыщая жизнь малыша различными событиями. Чтобы воспитывать самостоятельность у ребёнка очень важно, чтобы все игровые материалы были в доступном для малыша месте, на виду. Это делается для того, чтобы сами игрушки наталкивали ребёнка на действия с ними в сюжетно-ролевой игре. Это называется создание игрой среды дошкольников. В идеале, если у ребёнка своя отдельная комната, то в ней можно выделить целую зону для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр. Это будет способствовать развитию режиссёрской игры дошкольников и, несомненно, обогатит содержание сюжетно-ролевой игры.
Как правильно организовать игровую среду ребёнка и как разместить игрушки в игровой зоне? Опять же, если в идеале, то каждая сюжетно-ролевая игра должна иметь своё место и должна быть хорошо видна и доступна для ребёнка. Например, «Парикмахерская» — в углу можно поставить столик с зеркалом. На столике разложить игрушечные фен, плойку, расчески, можно положить косметичку с игрушечной косметикой и т.д. Рядом с «Парикмахерской» может располагаться зона для игры в «Семью» или как в народе говорили «Дочки-матери». Здесь хорошо бы иметь ширму. За ширмой оборудовать макет квартиры. Поставить столик со стульчиками, кроватку, газовую плиту, шкафчик для посуды и т.д. на что хватит места и вашей фантазии. Неподалёку от этой зоны можно устроить «Магазин» и «Почту». Для этого можно использовать небольшой шкафчик или тумбочку, на которой будут находиться весы, кассовый аппарат, корзинка для продуктов, здесь же можно разместить «Кафе», обозначив его каким-нибудь определённым знаком (например, чашкой или знаком «МакДональса»), и «Почту», поместив туда почтовый ящик с открытками и письмами. Необязательно выкладывать все атрибуты для сюжетно-ролевых игр детей, можно просто обозначить зону определённых сюжетно-ролевых игр, чтобы она наталкивала ребёнка на игру в определённый сюжет и, чтобы ему легче было совместить несколько сюжетов в один. Зону для игры в «Больницу» можно обозначить, повесив на стену медицинский халат с фонендоскопом и поставив медицинский чемоданчик с другими атрибутами. Что касается игр по типу «Путешествия», то здесь организовать зону гораздо проще. В одной игровой зоне можно разместить игрушечный руль, штурвал для корабля, на стену повесить бинокль, если позволяет место – рыбацкую сеть, остальное (например, костюмы капитана, матроса, или перчатки для водителя и т.д.) можно сложить в отдельную коробку. Такой транспорт как автобус, троллейбус, трамвай, поезд и т.д. легко сделать из стульев, рассадив туда игрушек. А вот, что касается корабля, здесь нужно проявить фантазию. Проще всего соорудить корабль из напольного конструктора. Но можно использовать и какую-нибудь мебель, пусть ребёнок сам пофантазирует, а Вы помогите ему воплотить его фантазию в жизнь.
Всё гораздо сложнее, если у ребёнка нет отдельной комнаты, а для игрушек отведён лишь один уголок в спальне родителей. Как в этом случае организовать игровую среду для ребёнка и как лучше разместить игрушки, чтобы они не мешали? Здесь организовать отдельную зону для сюжетно-ролевых игр ребёнка гораздо сложнее, но тоже реально. Можно взять большие коробки, обклеить их старыми обоями, а на торцы коробок наклеить сюжетные картинки, отражающие содержание игры. Например, игра «Больница» — белая коробка на одной стороне изобразить красный крест (коробка в игре будет выполнять функцию медицинского чемоданчика), а на другой стороне изобразить доктора, который лечит детей. Другой пример – игра «Парикмахерская» — это может быть цветная коробка и с изображением парикмахера, который делает прическу (можно найти в старом мамином журнале), всё, что необходимо парикмахеру сложить в эту коробку. Сложнее всего с сюжетно-ролевой игрой в «Дочки-матери», т.к. в ней самые объёмные атрибуты, но всё можно поместить в игрушечную детскую коляску по типу «люлька». Сейчас, например, существуют довольно компактные игрушки для этой сюжетно-ролевой игры – газовая плита, которая раскладывается и получается мойка и разделочный стол, в ней же находится посуда и т.д.
Привлеките ребёнка к созданию в комнате игровой зоны. Это не только понравится малышу, но и будет способствовать нравственному и трудовому воспитанию. Ребёнок сам будет поддерживать порядок в своём игровом уголке – ведь это он создавал сам, своими руками
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.