развитие внимания Сколько раз в жизни мы даём характеристику людям, в том числе и детям – внимательный или рассеянный, сосредоточенный или летает в облаках, не задумываясь, что характеризуем часть умственного развития, а точнее один из познавательных процессов человека – внимание.

Маленький ребёнок воспринимает окружающий мир совсем не так как взрослый. Его жизнь полна открытий и множества впечатлений, тогда как у взрослого человека всё очевидно, всё привычно и один день похож на другой. А только что родившийся малыш видит всё впервые, его всё удивляет, он всё исследует, причём всеми органами чувств. И конечно, ребёнку просто необходимо в этом помогать, создавая условия для полноценного развития не только физического, но и умственного.

Чрезвычайно важную роль во всём развитии младенца, а главное в умственном развитии играет внимание как познавательный процесс, которое считается, чуть ли не основной познавательной функцией ребёнка этого возраста. В дальнейшем, именно благодаря вниманию будут развиваться другие познавательные функции: память, мышление, речь, воображение.

Внимание возникает ни из воздуха, ни на пустом месте и развивается не сразу. Оно начинает формироваться ещё во внутриутробном периоде, когда малыш начинает слышать звуки и различать освещённость. В этот период будущим мамочкам советуют разговаривать с малышом, слушать мелодичную музыку для того, чтобы уже на этом этапе у ещё не родившегося малыша закладывались предпосылки для развития слухового и зрительного сосредоточения.

Младенчество – весьма удобный период для развития внимания, хотя внимание как самостоятельный психический процесс ещё не сформировался, оно пока лишь выделяется из восприятия и представляется нам как сосредоточение ребёнка зрительное или слуховое. Выражается это в повороте головы ребёнка на шум или прикосновение, чуть позже (примерно с двух месяцев жизни) – удержании взгляда на предмете или объекте. Даже сосание груди, и то, своего рода процесс сосредоточения, поэтому можно говорить о том, что даже во время кормления ребёнка грудью происходит развитие внимания малыша. Именно в этом возрасте очень важно создавать условия для развития внимания .

Постепенно появляется интерес (к трём месяцам), когда ребёнок рассматривает узоры или яркие картинки. К году ребёнок способен рассматривать заинтересовавший его предмет до 10 минут. Конечно же, внимание в этом возрасте носит непроизвольный характер, то есть ребёнок сосредоточен на тех предметах или на той деятельности, которая его привлекает, не прибегая к волевым усилиям. Произвольность этого процесса развивается лишь к школьному возрасту.