как развивать внимание ребёнка до года

Развитие внимания ребёнка до года – задача непростая. Это объясняется тем, что в силу возрастных особенностей внимание у ребёнка неустойчивое, очень маленькое по объёму и непроизвольное, т.е. малыша нельзя заставить быть внимательным или заставить обратить внимание на что-либо, необходимо только заинтересовать его чем-то (резким или громким звуком, яркой окраской и т.д.). И вообще, в младенчестве (а именно про этот возраст и идёт речь) внимание как самостоятельный психический процесс не функционирует, оно выделяется из восприятия и развивается именно благодаря развитию восприятия, а значит благодаря развитию органов чувств. Поэтому развитие внимания ребёнка до года теснейшим образом связано с сенсорным развитием.

Существует множество способов развития внимания в младенчестве.

развивающие игрушки

Самый распространённый и лёгкий  — это использования игрушек для новорожденных. Для этого возраста очень хорошо подходят погремушки яркого цвета, но не раздражающие и не кислотные, Лучше всего подойдёт сочетание классических основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Лучше играть в игрушки с округлыми формами, т.к. плавные линии воспринимаются лучше. Некоторые буквально обвешивают кроватку и коляску малыша разными погремушками. Этого делать не стоит. Достаточно одной гирлянды и какой-нибудь интересной подвески. Лучше меняйте эти игрушки примерно через 1,5 – 2 недели. Оптимальное расстояние от игрушки до глаз ребёнка должно быть 30 – 40 см. Более подробную информацию про игрушки для этого возраста Вы можете найти в другой рубрике этого сайта.

О игрушках для младенцев

развивающие предметы

Ещё один довольно распространённый метод развития внимания ребёнка до года – использование развивающих предметов. Этими предметами могут быть яркие фотографии, которые можно повесить на стене или даже существуют специальные детские рамочки для фотографий или дидактических карточек в виде паровозика, которые устанавливаются на столе или серванте или комоде и т.д., а в дальнейшем, когда ребёнок подрастёт, он будет самостоятельно играть с этими фоторамками. Так же можно использовать различные яркие  картинки. Лучше брать картинки предметные с понятным изображением, но так же можно использовать сюжетные картинки с героями русских народных сказок. Очень хорошо для умственного развития подходит панно.развивающее панно Его можно даже изготовить самостоятельно. Достаточно придумать сюжет, например, ягодная поляна. Из разноцветных лоскутков фетра вырезать фигурки листиков, цветочков, ягодок, к изнаночной стороне приклеить или пришить липучки и сделать из более большого куска фетра фон. Ребёнок с таким панно будет с радостью играть. Все изображения будут легко сниматься с фона и легко приклеиваться к нему, что вызовет у ребёнка не поддельную радость и интерес. развивающее панноЕщё, можно украсить кроватку ребёнка разноцветными ленточками и бантиками. Эти яркие и незатейливые предметы привлекут внимание малыша, и он будет учиться фиксировать взгляд на них. Ну и по сути, можно применять любые предметы, безопасные для ребёнка: яркие прищепки (мой ребёнок, примерно с полугода просто обожала перекладывать прищепки с места на место), посуду, деревянные ложки, овощи, фрукты и т.д.

Для развития внимания в младенчестве очень эффективным методом является использование детских игр-забав. К таким играм можно отнести – ладушки, потешки, песенки, пестушки, пальчиковые игры . Благодаря этому методу развивается не только восприятие и внимание ребёнка, но и идёт полноценное развитие речи, мелкой моторики, что так важно для этого возраста.

Как бы это не банально звучало, но ещё одним условием развития внимания малыша будет являться соблюдение режима дня. Конечно, режим дня, особенно в таком возрасте – это явление индивидуальное, но если из дня в день осуществлять режимные моменты (утренний туалет, завтрак, прогулка, обед, сон, полдник, прогулка и т.д.) в одно и то же время, то это обеспечит ожидание ребёнка к приближающемуся делу. Ребёнок на интуитивном уровне будет предполагать, что ждёт его в ближайшее время, будет ждать этого занятия и тем самым непроизвольно будет сосредоточен.