Многие родители встречаются с таким явлением как детская жадность, которая характерна детям от 1,5 лет. Именно в этом возрасте очень сложно объяснить ребёнку, что надо делиться игрушками или угощениями с окружающими. Если кто-то берёт вещи малыша, он реагирует очень болезненно, так как считает, что посягнули не на его собственность, а на его личность.
Можно рассмотреть некоторые причины детской жадности.
Во-первых, существенной причиной проявления жадности является одобрения со стороны взрослых. Можно наблюдать картину на детской площадке, когда ребёнок проявил агрессию по отношению к соседскому ребёнку, который тронул его игрушку, а мама в это время одобрила это словами: «правильно, не давай ему игрушку, а то ещё сломает». А некоторые родители вообще обучают своего кроху раздавать тумаки за посягательство на его собственность. Ни в коем случае не стоит одобрять проявления жадности ребёнка.
Во-вторых, одной из главных причин является то обстоятельство, что родители уделяют очень мало времени ребёнку, будучи заняты на работе. Вследствие этого происходит замещение времени проведённого с родителями материальными ценностями. Поэтому эти материальные ценности очень важны для малыша, и никто не смеет их трогать.
В-третьих, как уже говорилось ранее, детям начиная с 1,5 лет свойственен эгоцентризм, поэтому жадность – это проявление позиции «Я».
В-четвёртых, где-то с двух – трёх лет малыши могут проявлять ревность к младшим детям и поэтому жадничать.
В-пятых, жадничая, ребёнок показывает своё стремление к лидерству, он хочет удовлетворить свою потребность быть главным.
В-шестых, жадность может быть просто личной характеристикой. С самого детства можно определить такую черту характера как педантизм. Это дети, которые во всём любят порядок, они отличаются необычайным послушанием и любят, чтобы все вещи лежали на своих местах, поэтому и не терпят, когда берут его вещи.
В-седьмых, как это не странно звучит, причиной жадности может быть детская застенчивость. Для стеснительного ребёнка, особенно того, кто впервые пошёл в детский сад, игрушка или угощение является невероятной ценностью, поэтому он никому её не даёт.
Как же научить ребёнка не жадничать, учитывая все эти причины?
Если рассматривать жадность, связанную с застенчивостью, то просто необходима подготовка к детскому саду. Возможно посещение адаптационной группы, прогулки возле детского сада, беседы о детском саде, о том, что там будут другие дети и т.д. Можно поиграть с ребёнком в «Детский сад», почитать детскую литературу.
В случае нарушения внутрисемейных отношений, старайтесь больше времени уделять ребёнку. Организуйте выходные дни, вечером совместную деятельность, чаще играйте с ребёнком в сюжетные игры или в настольные дидактические игры. Возможно, даже вовлекайте ребёнка в свои увлечения. Ходите в гости к родственникам или друзьям. При этом обязательно берите с собой гостинцы.
Ни в коем случае ни по любой причине не заставляйте ребёнка делиться. Если на детской площадке возникла конфликтная ситуация из-за игрушки, сохраняйте спокойствие, не кричите, тем более не бейте малыша. Попробуйте спокойно предложить ребёнку поделиться игрушкой с соседским крохой. Если не получилось, попробуйте создать такую игровую ситуацию, чтобы вовлечь в игру обоих. До трёх лет это конечно будет сделать сложно, т.к. в этом возрасте дети не играют вместе, но попытаться стоит. Если и это не помогло, предложите соседскому ребёнку другую игрушку или переключите внимание какого-то из детей.
В возрасте 3 – 5 лет дети начинают играть вместе, здесь и наблюдается благоприятное время для воспитания щедрости. Именно теперь ребята могут поделиться или обменяться игрушками для совместной игры. На первый план выходят не материальные, а человеческие отношения. В это время хорошо воспитывать щедрость через знакомство с детской литературой. Например, можно прочитать ребёнку «Кошкин дом» С. Маршака, басню «Стрекоза и муравей», «Мы делили апельсин» и т.д. Обязательно нужно обсуждать с малышом прочитанное или просмотренное. Обсуждать и акцентировать внимание на значимых деталях. Простое знакомство с произведениями не принесёт нужных результатов.
Очень хорошим средством профилактики и коррекции детской жадности является игра. Можно использовать сюжетно — ролевую игру, разыгрывая бытовые ситуации. А также подойдут игры — драматизации и театрализованные игры, в которых можно обыгрывать сказки с типичным сюжетом. Сюда же можно отнести и приём сказкотеррапии. Можно найти целый сборник сказок по коррекции жадности.
Ещё один универсальный метод воспитания – собственный пример. Не жадничайте сами. Делитесь со всеми членами семьи угощениями, не ходите в гости с пустыми руками и т.д.
И не ждите, что детская жадность пройдёт сама собой и сразу. В любом деле нужны терпение и упорство. Не забывайте, что формирование любого качества личности требует системности. Не подходите к этому вопросу время от времени, а обращайте внимание на это качество постоянно.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.