Вообще, жадность – это деструктивная черта человеческого характера. Как неприятно общаться с жадным человеком. Но дети – совсем другое дело. Детская жадность – это скорее социальное явление. Наверняка вы испытывали стыд за своего ребёнка на детской площадке, когда тот нёсся сломя голову с криками «моё», когда соседский ребёнок брал его игрушку. Иногда даже дело доходит до потасовки. А те укоризненные взгляды других родителей, чьих детей обидели в песочнице. И ты готов провалиться сквозь землю от стыда, думая, что тебя осуждают, говоря, про то, какого жадину ты воспитала. Но это говорят люди, ничего не смыслящие в детской психологии. Многие задаются вопросом: «следует ли пресекать проявления жадности у ребёнка или всё пройдёт с возрастом?».

Некие проявления жадности свойственны детям примерно от 1,5 до 3 лет, потому что детям именно этого возраста свойственен эгоцентризм. Если наблюдать за детьми на детской площадке, то мы заметим, что некое ревностное отношение к своим игрушкам проявляется именно у этой возрастной категории. Как раз в этом возрасте ребёнок переходит на определённый этап развития личности, и он начинает называть себя в первом лице – «Я». Именно это проявление позиции «Я» влечёт за собой понимание категории «МОЁ», которое ребёнок воспринимает как продолжение собственной личности. Соответственно и посягательство на собственные игрушки ребёнок воспринимает как посягательство на личность.

Некоторые дети очень болезненно воспринимают, когда берут их вещи. Когда я работала в детском саду, в моей группе был мальчик, который сидел только на своём определённом стуле, причём как он его отличал было понятно только этому ребёнку. Если кто-то брал его стул, тут же начиналась страшная истерика до тех пор, пока стул не будет возвращён хозяину. Все предметы, относящиеся к категории «МОЁ» составляют личное пространство малыша, поэтому взяв его предмет, вы проникаете в это личное пространство, что воспринимается достаточно болезненно. Можно сказать, что проявление детской жадности – это одна из ступеней развития детской личности.

Кроме того, именно в этом возрасте ребёнок начинает разделять понятия «своё» и «чужое», поэтому это самое благоприятное время для того чтобы научить ребёнка спрашивать прежде чем взять чужие вещи.

Ещё один важный момент — с 1,5 до трёх лет формируется некая устойчивость к внешним манипуляциям. В этот период у человека формируется умение говорить «нет» в нужный момент. Наверняка Вы сталкивались и не раз с такой ситуацией, когда не могли отказать другому человеку или не могли спросить про долг, который дали знакомому. А эти истоки ассертивности идут именно из раннего детства, когда родители ЗАСТАВЛЯЛИ маленького ребёнка поделиться игрушкой или лакомством вопреки желаниям и чувствам малыша ради того, чтобы общество одобрило такой шаблон поведения и оценило строгость родителей. А теперь этот ребёнок, который давно вырос, боится отказать в те моменты, когда может это сделать и из-за этого страдает. Из этого можно сделать вывод, что не нужно заставлять ребёнка отдавать свои игрушки или угощения. Щедрость должна идти из глубины души. Ребёнок должен сам захотеть поделиться со сверстниками. И это желание примерно появляется примерно с трёх до пяти лет, когда дети начинают играть вместе, и они понимают, что вместе играть веселее. А на первый план выходит не личное пространство, а человеческие отношения. В этот период важно учить ребёнка делиться со сверстниками.

Конечно, не стоит одобрять проявления жадности, но и наказывать ребёнка за это не следует. Бывает и обратный эффект выше описанному явлению. Те, кого заставляли делиться, взрослея, начинают считать, что теперь они вышли из под контроля и теперь можно всё и, как следствие проявляют уже взрослый эгоизм.

Таким образом, жадность является не врождённым качеством, а приобретённым и не стоит пускать всё на самотёк и ждать пока закончится этот возрастной период. Обязательно следует разобраться в причинах детской жадности и найти подходящие способы её коррекции, ну и собственно учить ребёнка делиться с другими детьми.