знакомство с цифрами

Программой детского сада заложено знакомство детей с цифрами, обучение счёту, ознакомление с составом числа и т.д. Всё это входит в раздел программ по формированию элементарных математических представлений. Хотя посещение детского сада не подразумевает подготовку детей к школе, всё же некая преемственность в формировании элементарных математических представлений существует. Не все родители водят своегоребёнка в детский сад по разным причинам. Так же как и не все посещают подготовительные курсы к школе, поэтому нужно заниматься математикой самостоятельно в домашних условиях.

Знакомить ребёнка с цифрами нужно начинать на пятом году жизни, то есть, фактически с четырёх лет.

Для начала познакомьте ребёнка с понятием количества, говоря простыми словами, научите его считать предметы, ведь цель счёта – узнать количество предметов. При чём, просто сосчитать предметы не достаточно, нужно подвести итог, что, например, один грибок, два, три, четыре: всего собрали четыре грибочка. Только после того, как ребёнок научился определять количество предметов можно вводить запись цифрами этого количества. И, конечно, лучше начинать знакомство с цифры «1».Так сначала знакомим малыша с каждой цифрой от 0 до 9, потом, к семи годам можно переходить к знакомству с десятками.

При знакомстве с цифрами дети путают схожие по написаниюцифры. Это происходит из-за особенностей восприятия ребёнка. Восприятие дошкольников ещё не достаточно дифференцированно, т.е. малыш воспринимает цифры, например, 6 и 9 как одинаково написанные. Восприятие начинает дифференцироваться к семи годам, т.е. и в первом классе ещё возможна эта путаница. Не ругайте своего малыша, для него это составляет некоторую трудность. Наберитесь терпения и подберите специальные упражнения. Например, поиграйте в игру «На что похожа цифра». Так ребёнок быстрее освоит написание схожих цифр.

Знакомство с цифрами обязательно происходит на наглядном материале. Такой материал можно изготовить самостоятельно. Например, лестницу из спичечных коробков, где цифрами будут обозначены количество ступенек. Очень хороший наглядный материал – абак. Он не только познакомит ребёнка с цифрами, но и с его помощью легко усваивается состав чисел.Ещё из тех же спичечных коробков можно сделать специальное пособие, которое поможет не только усвоить цифры, но и запомнить геометрические фигуры. Нужно 10 коробков склеить вместе в одну линию, обклеить их красиво цветной бумагой, каждый коробок своим цветом. На каждом коробке сверху написать цифру от 0 до 9, а во внутрь положить разные геометрические фигуры, количество которых соответствовало бы цифре, написанной на коробочке. Например, в первую коробочку с цифрой 0 не кладём ничего, во вторую (с цифрой 1) кладём один кружок, в третью (с цифрой 2) кладём два квадратика и т.д. до девяти. Очень хорошо использовать специальные карточки, на которых изображены совокупность предметов и обозначающие их количество цифры. Можно изготовить специальные дидактические карточки с кармашками по такому же принципу, только их можно использовать как игру. Лист картона делите пополам и приклеиваете к двум половинам кармашки, в один кармашек вставляется картинка с совокупностью предметов, а в другой – цифра. Задача ребёнка найти правильную карточку с цифрой или, наоборот – к цифре подобрать правильное количество предметов.

Самым эффективным способом знакомства ребёнка с цифрами всегда являлась игра. Существует масса дидактических игр, кубикицелью которых является знакомство ребёнка с цифрами. Например, «найди свою цифру», «Путаница», «Найди такую же» и т.д. Игры и упражнения для знакомства детей с цифрами будут описаны отдельно. Конечно же, не стоит забывать об играх с кубиками и говорящими азбуками. Они активно используются при знакомстве ребёнка с цифрами.

Достаточно действенным методом для усвоения ребёнком цифр являются специальные упражнения на знакомство с цифрами. Например, «Нарисуй столько же», «Опиши цифру», «Рисуем и угадываем» и т.д. Их описание так же будет приведено позже.

И ещё один метод знакомства ребёнка с цифрами — использование специальных рабочих тетрадей по математике. Их сейчас разработано великое множество. Если уже идёт целенаправленная и серьёзная подготовка ребёнка к школе, и Вы уже знаете учителя, в чей класс придёт ваш ребёнок, то лучше проконсультироваться с педагогом, какую тетрадь лучше выбрать. А если вы только начинаете занятия, то выбирайте тетрадь в соответствии с возрастом своего малыша. Такие тетради разрабатываются для разных ступеней дошкольного возраста. Детям обычно очень интересно заполнять такие тетради.

Удачи и терпения на занятиях!!!