Весенний праздник

В рамках духовно – нравственного воспитания детей по традиции проводится праздник «Сороки». Воспоминания о детстве натолкнули меня на создание сценария к этому празднику, который можно провести в образовательном учреждении. Причём я постаралась учесть ведущие традиции этого праздника. Сценарий этого праздника можно реализовывать с детьми разных возрастных групп, конечно, он больше направлен на детей подготовительной группы, но некоторые игры подобраны для младших дошкольников.

Цель: Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников; знакомить с национальными традициями родного края.

Задачи: Познакомить детей с историей фольклорного праздника «Сороки», с народными обычаями и традициями;

Развивать мышление, выносливость, ловкость через участие в подвижных и дидактических играх;

Воспитывать интерес к истории русского народа, к русскому народному фольклорному творчеству.

Необходимое оборудование:Музыка М.И. Глинки «Жаворонки», детские музыкальные инструменты, костюмы для действующих лиц, декорации к сказке, зонтик, палочка, изображающая лучик (можно заменить фонариком), голубая широкая лента, веточки для игры «Свей гнездо», ленточки, угощения.

Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны, проведение занятия по изготовлению птичек из бумаги, лепка птичек из солёного теста, беседа о перелётных птицах.

Действующие лица:

Ведущие праздника – сорока и кукушка,

Зайчик

Солнышко

Леший

Зима

Весна

Птицы

Ход праздника.

Под музыку Глинки М.И. входят дети, подыгрывая на музыкальных инструментах.

Сорока и Кукушка: Здравствуйте дорогие гости, мы рады, что вы пришли к нам отпраздновать этот замечательный праздник – прилёт птиц.

Кукушка: Я летала, летала, у всех спрашивала, а что же это за праздник такой? И у зайцев спрашивала, и у белок спрашивала, даже к ворону летала. Да никто мне толком и не рассказал, что же отмечают 22 марта. А ты, Сорока, не знаешь случайно?

Сорока: Мне моя бабушка рассказывала, что этот праздник называется «Сороки», и что в этот день прилетают из тёплых краёв жаворонки и ещё сорок птиц с собой ведут. И с этого дня Вена вступает в свои владения, а Зима уходит прочь. В этот день всегда весело было, народ весну — Красну звал и солнышко тёплое.

Кукушка: Ребята, а вы сказки любите? (да)

Сорока: Разгуляйся, народ!

К нам Весна идёт!

Весна – Красна

Всем тепло несёт!

Кукушка: Что-то и нет Весны – Красны, куда она делась – то? Может быть надо её позвать? Ей заклички покричать?

Сорока: Погоди, Кукушечка, не торопись! Давай сначала ребятам сказку покажем «О том, как Зайка Весну искал», глядишь, и Весна сама к нам в гости придёт!

В одном лесу жил – был Зайка (появляется заяц в белой шубке). Сидел Зайка на крылечке и думал, что зима всё не проходит и не проходит! Собрался Зайка Зиму провожать, а Весну встречать. Зима никак уходить не хочет. Все дорожки в лесу снегом замела, всё вокруг заморозила. Собрался Зайчик и отправился в путь – дорогу Весну искать! Шёл Зайка, шёл и набрёл на полянку. Посмотрел по сторонам — нет никого. Начал зайчик солнышко звать:

Солнышко – вёдрышко покажись, появись!

Светом лучистым ты нам улыбнись!

Тёплым дыханием лёд растопи,

Звоном весенним ручьи разбуди!

Зайчик: Ребята, а вы какие заклички знаете? Давайте позовём солнышко скорее!

1ый ребёнок: Как на небе солнышко пригрело,

Как на небе красное пригрело.

2ой ребёнок: Как во поле травка зеленела,

Как в широком травка зеленела!

3ий ребёнок:

Солнышко, солнышко! Колоколнышко!

Выходи к нам поскорей,

Растопи весь снег быстрей!

4тый ребёнок:

Солнышко красное! Солнышко ясное!

Лучики свои расправь, золотыми потянись!

Малым детям улыбнись!

Выходит Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я спало за тучкой и услышало, как вы меня зовёте. Что случилось?

Заяц: Солнышко лучистое, ты Весну не видело? Целый день по лесу бегаю не могу её найти.

Солнышко: Нет, Зайка, Весну не видело, но зато Зиму встретило. Несла Зима большой мешок, несла в нём стужу, метели, пургу.  Но могу вам помочь, только поиграйте со мной, пожалуйста, а то зимой так скучно было.

Зайчик: Ну, что, ребята? Поиграем с солнышком? (Да). Знаю я одну игру интересную, которая называется «Солнышко и дождик». По команде «Солнышко» все гуляют по лужайке, скачут  и смеются. По команде «Дождик» воспитатель раскрывает зонт, и все дети бегут под его большой зонт.Игра повторяется 3 – 4 раза.

Солнышко: Спасибо вам, что повеселили меня! За это я вам помогу! Вот вам лучик волшебный – он вам дорогу к Весне покажет!

Сорока: И пошёл Зайчик дальше. Долго ли он шёл, коротко ли, да слышит: кто-то плачет.

(Выходит Леший, расстроенный, в руках держит конверты с буквами)

Зайчик: Привет, Леший! Ты что такой грустный?

Леший: Да вот, налетела злая вьюга, и все буквы в моих словах запутала. А слова-то непростые были – я названия птиц выкладывал, чтобы они поскорее из тёплых стран к нам вернулись!

Зайчик: Не горюй! Мы с ребятами тебе быстро поможем снова все названия птиц соберём! Правда, ребята?

(дети отгадывают анаграммы)

Примерные анаграммы:

АРОВОЖКОН (жаворонок)

КСВОЕРЦ (скворец)

КАЛОСТОЧА (ласточка)

УЖРАЛВЬ (журавль)

УКИЛК (кулик)

Леший: Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! А ты, Зайчик, куда путь держишь?

Зайчик: А я Весну ищу! Зима никак уходить не хочет! Ты, Леший, Весну не встречал?

Леший: Нет, я Весну не видел! Но я вам помогу, пущу ручеёк по земле, он вам и подскажет, куда дальше путь держать!

Зайчик: Ребята, давайте поможем ручейку!

(Проводится игра «Ручеёк»)

Кукушка: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Идёт Зайчик дальше, а на встречу ему … птицы летят! (здесь можно включить какой-нибудь танцевальный номер, или под музыку просто изобразить перелёт птиц)

Зайчик: Здравствуйте, птички вешние! Вы Весну не видели?

1ая птица: Видели! Это она нас позвала!

Зайчик: Расскажите, где вы были, чего видели, как жили, да с кем дружили?

2ая птица: Давно мы дома не бывали! Очень соскучились по родному краю!

3я птица:Первыми летят кулики да жаворонки, и за собой ещё сорок птиц ведут.

4ая птица: А вы, ребята, много названий птиц знаете? Давайте проверим?

(проводится игра «Что ни шаг, то птица»)

Правила игры: дети разбиваются на две команды. Одна команда встаёт в шеренгу с одной стороны зала, а другая – с другой стороны зала. Каждая команда по очереди делают шаг, называя птицу. Выигрывает та команда, которая вспомнит больше названий птиц. Повторяться нельзя.

5ая птица: Скоро мы прилетим и гнёзда будем вить! Знаете, какое это непростое дело? Хотите попробовать?

(вызывается 3 человека и проводится игра «Свей гнездо». Перед каждым из участников на столе лежат по 40 веточек. Задача играющих соорудить гнездо из этих веточек. Выигрывает тот, кто первый качественно сделает гнездо для птички).

1ая птица: Ну, что, убедились, как это сложно соорудить себе дом?

Под тревожную музыку появляется Зима.

Зима: Ага! Вот вы где все собрались! Не хочу я от вас уходить! С вами так весело было: вы в снежки играли, на санках, на лыжах, да на коньках катались, бабу снежную лепили, хороводы водили. Не пущу к вам весну, Буду сама целый год править!

Зайчик: А ребята столько закличек знают, что придёт Весна, услышит нас!

(дети по очереди произносят веснянки, а затем достают заранее изготовленных птичек и вешают их на дерево)

Пример веснянок:

Приходи Весна! Позелени леса!

И птичьи повсюду пусть звенят голоса!

***

Приди Весна красная!

Приди Веса ясная!

Принеси нам много тёплых дней

И подснежники с полей!

***

Весна! Весна!

Ты проснись ото сна!

Разбуди капели звон!

Да весенний первый гром!

***

Весна – красна, приходи!

Птичек певучих к нам позови!

Почки деревьев повсюду раскрой!

Отпусти из ульев пчёл весёлый рой!

 

Под лиричную музыку появляется Весна.

Весна: Слышу, слышу, как вы меня ждёте и к себе зовёте! Пришла я к вам и тепло с собой принесла!

Зима: Уходи, Весна, отсюда! Я буду править круглый год!

Весна: Нет, Зима, это тебе пора уходить со двора! Моё время настало!

Зима: Тогда я вам сейчас такие загадки загадаю, что вы ни за что не отгадаете! (Зима загадывает загадки о приметах весны и о птицах)

Например:

Загадка про ласточку

Загадка про скворца   загадка про подснежник

 

загадка о весне О весне

 

Зима: Ничего себе! Все загадки отгадали! Молодцы какие! Видно вы действительно Весну ждёте!

Весна: А давайте поиграем в игру «Вороны и воробьи». (Дети делятся на 2 команды – одни воробьи, другие – вороны. Зал делится на части с помощью лент. Прокладывается полоса с одной части зала – это место воробьёв, они там в безопасности, а с другой стороны – для ворон. По сигналу «Воробьи!» дети, исполняющие роль воробьёв вылетают на середину зала, а дети, изображающие ворон их ловят. Пойманные переходят на сторону соперника. По команде «Вороны!» из своего дома вылетают вороны, а воробьи их ловят. Выигрывает та команда, в которой окажется больше играющих).

Зима: У вас здесь очень весело! Но я поняла, что мне пора уходить! Но я к вам обязательно вернусь, когда придёт моё время! До свидания!

Весна: А у меня для тебя, Зайчик, подарочек есть – новая шубка. (Весна дарит зайчику серенькую шубку). И для вас, ребята, тоже есть небольшие подарочки! По традиции на праздник «Сороки» люди пекли булочки в форме птичек. Я тоже приготовила таких птичек! (Весна дарит детям  испечённых «жаворят»).

В этот сценарий можно включить так же и другие игры, подходящие по тематике праздника.