Почему ребёнок врёт | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Чтобы проиллюстрировать проблему детской лжи следует описать психологический эксперимент, который чётко показывает, что дети достаточно рано начинают обманывать взрослых. Психолог приглашал дошкольников от 3-х до пяти лет к себе, показывал красивую коробку и просил её не открывать: «Посмотри, здесь лежит коробка, я сейчас выйду из комнаты, а ты её ни в коем случае не открывай. Когда я вернусь, обязательно покажу тебе, что там лежит». Во время эксперимента ни один ребёнок не выдержал испытание любопытством, и ни один из них не признался в том, что открывал коробку. Эксперимент показал, что детям свойственна ложь. Но почему ребёнок начинает врать? Что толкает его на это? И что делать, если ребёнок врёт? Следует разобраться в этих вопросах.

Некоторые взрослые не акцентируют внимание на детской лжи. Они считают это явление безобидным и наивным явлением. Некоторых тревожит, что ребёнок их обманывает, но взрослые считают, что на это не следует обращать внимание, всё пройдёт само собой. На самом деле необходимо разобраться в причинах детской лжи. Очень часто эта причина скрыта в поведении самих родителей. Нередко ложь для ребёнка является спасением из сложившейся ситуации; некоторые дети врут, чтобы разрешить внутренний конфликт в кризисной ситуации (ни для кого не секрет, что в кризисные периоды ребёнок начинает вести себя не так как всегда); а для некоторых малышей ложь – это воплощение их фантазии.

Чаще всего ребёнок начинает врать вследствие кризиса доверительных отношений с родителями. Малыш не знает как мама или папа отреагирует на его шалости и предпочитает обмануть, чтобы его не отругали или не наказали. Единого выхода из сложившейся ситуации нет. Не следует уличать ребёнка во лжи, наказывать его за это. Наказание или порицание может только усугубить ситуацию. Первое, что необходимо сделать – это выяснить и понять причину детской лжи. А затем применять индивидуальный подход в зависимости от причины.

         Итак, почему ребёнок врёт?

Во-первых, ребёнок может лгать из-за чрезмерной строгости. Малыш просто пытается скрыть поступки, чтобы избежать строгого наказания от родителей. Здесь идёт речь об авторитарном стиле воспитания. В этом случае может быть следует рассмотреть вопрос о смене стиля семейного воспитания.

Во-вторых, причиной детской лжи может быть чрезмерная эмоциональность родителей. Часто родители «играют» на чувствах своих детей, начинают причитать, может даже плакать и т.д. Чтобы так сильно не расстраивать родителей, ребёнок начинает обманывать их.

В-третьих, достаточно распространённой причиной является недостаток внимания к малышу. Поэтому ребёнок часто проказничает и врёт, чтобы привлечь к себе внимание.

В-четвёртых, ещё одной причиной является чрезмерная критика ребёнка и завышенные к нему требования, что нередко приводит к развитию у малыша комплекса неполноценности. Ложь для ребёнка в таком случае является попыткой приукрасить действительность, завоевать в своих глазах уважение и чувство собственного достоинства.

В-пятых, ребёнок может начать врать из-за ограничения в проявлении эмоций. Некоторые родители не понимают, что у малыша не может быть постоянно хорошее настроение. Чтобы угодить окружающим ребёнок начинает лгать, скрывая истинные чувства.

В-шестых, родители своим поведением могут сами провоцировать детскую ложь. Некоторым взрослым кажется безобидной собственная ложь, когда, например, они просят сказать соседке, что их нет дома и т.д. А у ребёнка возникает противоречие: если взрослым можно лгать, то и мне тоже. И начинает следовать примеру родителей.

В-седьмых, самой распространённой причиной детской лжи является развитое воображение, которое свойственно детям 4 – 6 лет. Малыш просто проявляет свою фантазию. Ложь для ребёнка – проявление творчества. Такие дети в будущем могут стать изобретателями, писателями, поэтами, художниками и т.д. Такая ложь – безобидна, но если направить её в нужное русло.

В основном дети начинают обманывать с трёх лет, а в 4 – 5 лет ложь совершенствуется. Пока ребёнку не исполнилось семь лет, он может даже путать реальность и свои фантазии. Ложь от проявления творчества очень легко отличить. При фантазировании ребёнок не хочет добиться никакой выгоды, у него нет цели что-то скрыть. Бывает и другая ложь, при которой ребёнок стремится к выгоде. Такая ложь – первый признак недоверия к взрослым.