Это занятие подходит для типичного рядового проведения занятия познавательного типа. Интересно оно тем, что дети в основном двигаются, ходят по группе, рассматривая картины, садятся на стулья только в конце занятия, когда уже подводятся итоги. Это занятие трудно назвать ознакомительным, т.к. оно строится на уже знакомом детям материале, но и к обобщающему оно тоже не подходит, т.к. излагается новый для детей материал. Замечу, что большая часть занятия посвящена зимовке медведя и белки, другие животные рассматриваются не так углубленно и упоминаются лишь в заключительной части занятия.

Тема занятия:Зима в мире животных

Цель занятия: Расширить и уточнить представления детей о жизни зверей нашей полосы зимой (медведь спит в берлоге, у медведицы родятся медвежата; белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год: они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство. Осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в неё, белка делает запасы). Развивать связную речь, активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Оборудование, необходимое для занятия: картины «Медвежья берлога», «Белки» и другие картинки с изображением животных нашей полосы зимой, кукла Красная Шапочка, шапочка-маска медведя, музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года»

Словарная работа: дикие животные, медведь, медвежата, белка, бельчата, зимуют, берлога, запасы.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», рассматривание картин и иллюстраций с изображением диких животных зимующих в лесу, беседа о подготовке животных к зимовке, наблюдения на прогулке.

Ход занятия:

I часть.

В гости к детям пришла Красная Шапочка.

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как тепло я одета. Давайте с вами прогуляемся по зимнему лесу и посмотрим, как зимуют звери. Но прежде, чем отправиться в зимний лес, нужно потеплее одеться. Одеваем сапоги (дети имитируют, что они одевают сапоги), теперь – шубу (дети имитируют надевание на себя шубы), Ну и наконец – шапку (дети имитируют). Все утеплились, теперь можно отправляться и в лес.

II часть.

Подходят к картине «Медвежья берлога» и рассматривают её.

Красная Шапочка: Ребята, посмотрите, кто изображён на картине? Что вы видите на картине? Что они делают? (Ответы детей)

Воспитатель: Медведям нечего есть зимой, они залегли в берлогу и спят. У медведицы родились медвежата. Осенью медведи отъедаются, чтобы у них отложился жир и они смогли прозимовать всю зиму, ищет место для берлоги, а поздней осенью залегает в неё.

Красная Шапочка: А давайте поиграем в игру «У медведя во бору»?

(Проводится игра 2 – 3 раза).

Красная Шапочка: Нам пора двигаться дальше!

Рассматривают картину «Белки».

Красная Шапочка: А кого вы видите на этой картине? Что они делают? Какого цвета у них шкурка? (Ответы детей)

Воспитатель: Белки приспособлены жить в лесу круглый год. Осенью белка делает запасы – орехи, желуди, грибы, которыми питается всю зиму. Белка устраивает себе гнездо, где в сильные морозы может проспать до 22 часов.

Красная Шапочка: А теперь сами погуляйте по зимнему лесу, посмотрите, как зимуют другие звери.

(Дети ходят под музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года» и рассматривают картины и иллюстрации с изображением животных в зимний период (заяц в белой шубке, ёж в спячке, волк зимой)).

III часть.

Красная Шапочка: Хорошо мы погуляли по зимнему лесу! А теперь нам пора возвращаться в группу!

Красная Шапочка: Ребята, а где же мы с вами были? (в зимнем лесу),

Воспитатель: А кого же вы там видели? (Дети перечисляют всех зверей, которых видели на картинах и иллюстрациях)

Воспитатель: Расскажите мне, как зимуют звери в лесу. (Дети рассказывают про зимовку зверей, воспитатель помогает вопросами и задаёт вопросы малоактивным детям).

Красная Шапочка: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными на нашей прогулке. Мне очень понравилось гулять с вами по зимнему лесу. Но мне пора уходить, меня ждёт моя мама. Но, можно я к вам ещё приду? (Да). Ну тогда, до скорой встречи!