Дети начинают постигать содержание математической направ­ленности достаточно рано. Первоначально это происходит в повседневной жизни, а затем через специально организованную деятельность. На первых этапах все занятия направлены на сенсорное воспитание ребёнка. Этот этап обеспечивает развитие мыш­ления, освоение логико-математических представлений и спосо­бов познания. Содержание математических представлений направлено на развитие важней­ших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей. Освоенные математические представления, логико-матема­тические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математи­ческий опыт ребенка. Этот опыт является началом познания ок­ружающей действительности, первым вхождением в мир матема­тики. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому и современные занятия построены на игре.

Вашему вниманию предлагается конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию, в основе которой лежат логико-математические игры В.В. Воскобовича. Ядром занятия является материал В.В. Воскобовича «Сказки фиолетового леса» для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «В поисках геометрических фигур»

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста математических представлений посредством логико – математических игр.

Образовательные задачи: формировать умение  выделять свойства предмета (цвет, форма);объединять фигуры по наличию (отсутствию) углов ,   закрепить название фигур; формировать умение складывать фигуру из квадрата по образцу понимать и называть «верх», «низ» фигуры. — учить конструировать объекты  по образцу используя схему;

Развивающие задачи: развивать процессы  внимания, воображения; любознательность, наблюдательность и самостоятельность в игровой деятельности;cформировать умение понимать поставленную задачу.

 Активизировать в речи математические термины ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,  овал), закрепить умение подбирать антонимы к словам (легкий – тяжелый; больной – здоровый; тепло – холодно и т. д );

Воспитательные задачи: умение слушать речь педагога и детей,  не перебивая;  коммуникативные качества (умение входить  в контакт, диалог, навыков взаимодействия в группе, в парах, интереса к  партнеру по общению), дружеские взаимоотношения, сопереживание.

Предварительная работа: организация совместной игровой деятельности с детьми с использованием  развивающих игр Воскобовича;

Оборудование: мяч,  фигурка сказочного героя Малыша  Гео,

нетающие льдинки набор (на каждого ребёнка), аудиозапись  «Катерок», загадки о геометрических фигурах.

Ход НОД:

 

Воспитатель: Я знаю одну очень интересную игру «Скажи наоборот», хотите в неё поиграть?

Описание игры (игра проводится с мячом, воспитатель бросает мяч называет слово, ребенок возвращает мяч и говорит слово с противоположным значением). Описать надо какие слова говорить будете.

Воспитатель: Ребята, а у нас в фиолетовом лесу тоже есть друг. как его зовут? ( малыш Гео)

  Гео: Ребята, помогите мне найти в лесу заблудившиеся геометрические фигуры.

Воспитатель: Ребята, поможем нашему другу Гео? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в городе, а нам нужно попасть в фиолетовый лес? Как нам преодолеть это препятствие? (ответы детей).

Д/и «Разрезные картинки» ( на столах лежат разрезные картинки транспорта. Дети собирают картинки и называют вид транспорта).

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в фиолетовый лес, а вот и наш друг Гео!

Гео: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Ребята у меня проблема, я очень люблю отгадывать загадки, но сегодня у меня что-то не получается вы мне поможете?

(Гео загадывает загадки о геометрических фигурах).

 

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня … квадрат.

Вы подумайте, скажите …
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. Прямоугольник.

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

 

Гео: Спасибо, ребята, вы такие  умные! Представляете, Я сегодня гулял по лесу и встретил геометрические фигуры, они решили погулять и заблудились, им нужно срочно помочь занять свой домик.

На  коврографе   находятся два дома, один построен из  геометрических фигур с углами, другой — без углов.

Гео: Ребята,  посмотрите сколько у нас фигур? (много), а домов сколько? (2). Как же нам расселить фигуры так, чтобы им было удобно, и они не мешали друг другу?

Когда дети расселяют фигуры в дома, они называют фигуру и говорят, почему они поселили её именно в этот дом.

Дети работают по подгруппам с помощью карточек на которых изображены геометрические фигуры с углами и без углов.

Гео: спасибо, вы настоящие друзья!

Воспитатель: Малыш Гео, а  у тебя есть дом? Мы с ребятами умеем  строить дом из волшебных фигур, хочешь,  мы и для тебя дом построим?

Гео: Конечно хочу!

Воспитатель: подходите  к столу будем строить дом для нашего друга.

Дети складывают из волшебных фигур дома.(Прямоугольник , квадрат и треугольная крыша)

Уточнить какого цвета крыша и дом, дать задание  сложить  красный дом с зеленой крышей и наоборот.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце  посмотрели

И их лучики согрели

Бабочки летали

Крыльями махали

Дружно мы похлопаем

Ножками потопаем!

Хорошо мы погуляли,

Но немножечко устали!

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь. Слышите какой — то звук? Посмотрите кто это? (на экране Фифа)

Дети. Это гусеничка Фифа!

Воспитатель: Какая же она красивая! Сколько у неё ножек! Ах, у нашей Фифы горе! Дорожки, по которым она так любила ходить, сломались! Они потеряли цветные камушки. Поможем ей?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот одна из её дорожек! Посмотрите на доску. Фифа очень любила цветы и посадила их в начале всех дорожек! Теперь- то мы знаем, откуда начинать строить наши дорожки. Какие красивые камушки! Какой формы и цвета этот камушек?

Дети. Красный круг!

Воспитатель. А следующий?

Дети. Синий треугольник!

Воспитатель. Вот этот?

Дети. Зелёный квадрат!

Воспитатель. Молодцы! А этот камушек потерял свой цвет! Как вы думаете какого он будет цвета и формы?

Дети. Красный круг!

Воспитатель. А следующий?

Дети. Синий треугольник!

Воспитатель. А этот?

Дети. Зелёный квадрат!

Воспитатель. С этой дорожкой мы справились, но в фиолетовом лесу много дорожек! И нам надо починить их все!  У каждого лежит своя дорожка! А Фифа будет смотреть на нас, как мы быстро и ловко справляемся!

Воспитатель. Как нашей Фифе нравятся новые дорожки! Она улыбается нам и говорит спасибо!

Воспитатель: Малыш Гео, нам пора возвращаться в группу, только мы не можем пойти по обратному пути, это очень долго, как найти нам короткий путь?

Гео: Я знаю, как вам помочь! В фиолетовом лесу есть волшебные нетающие льдинки, они могут превращаться во что угодно, они — то вам и помогут!

Воспитатель: Спасибо, Гео. Ребята, давайте с вами построим кораблик и поплывем на нем.

Дети выкладывают из льдинок  кораблик по образцу

Звучит музыка «Катерок »  и дети возвращаются в группу.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Кого мы навещали в фиолетовом лесу? Понравилось вам играть с Гео? А что больше всего вам понравилось?