капля

        В современном образовании существует ряд требований, которым должны соответствовать занятия, проводимые в детском саду с детьми. Существует множество тем по познавательному развитию. Мне бы хотелось остановиться на одной очень популярной и интересной теме «Очистка воды». Предлагаю повести в форме опытно-экспериментальной деятельности. Название НОД по познавательному развитию получило «Как утолить жажду», так как проводилось в рамках тематической недели, посвящённой здоровому питанию.

ТемаНОД «Как утолить жажду»

   Формапроведения НОД – квест

Цель:

   Формирование представлений детей о значении жидкости для организмачеловека, ценности разнообразных напитков

Задачи:

   1. Систематизировать и расширять знания детей оводе, её значении в жизни человека, о напитках, их разнообразии, их вреде ипользе. Углублять знаниядетей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Закреплять знаниядетей способов очистки воды.

   2. Развивать познавательную активность, любознательность,воображение и мышление. Продолжать формировать у детей такие качества, какнаблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания,умение ориентироваться на местности с помощью карты.

   3. Воспитывать ценностные предпочтения при выборе напитков, помогающиесделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни Воспитывать потребность проявлятьзаботу о своём здоровье и здоровье окружающих. Совершенствовать умение работать в коллективе,согласовывать свои действия с действиями товарищей.

   Оборудование: Посылка, письмо, бутылка с грязной водой, карта, мост, мячи,коврики для прыжков, парашют, пазл — разрезные картинки (вода, земля, песок). Сундук,покрывало, 3 мусорных мешка, фильтры из ткани, сетки, ватные диски, одинбольшой стакан, на каждую команду 6 маленьких стакана, воронки на каждуюкоманду). Бумажные салфетки мусорное ведро и пакет макет, макет водный мир.Картинка капельки.

   Словарная работа: Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме;квеста

   Предварительная работа:       Просмотр развивающего фильма означении воды «Польза воды для организма человека» (www.youtube.com/watch)

   Беседа с детьми «Зачем нужна вода»,«Обитатели водоемов», «Полезные и вредные напитки», чтение сказок, загадок истихов о воде .

Проведение опытов: очистка воды, свойства воды и др.

Рассматривание тематических альбомов энциклопедий о воде, лепбука «Зачем нужна вода?»

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто где живет?»

Ход квеста:

I часть.

На экране появляются слайды с изображением пустыни.

  Воспитатель: Ребята, мне прислали письможители пустыни

  Письмо от жителей пустыни: «Помогите нам! Землякругом в трещинах, везде пески, растений нет. Нам очень жарко от палящегосолнца и очень хочется пить.  Отправляемфотографии нашей пустыни (показ слайдов 1-3)

   Мы! жители пустыни погибаем без воды. Помогитенам найти клад- воду!Вам в помощь отправляем карту»

Воспитатель: Ребята поможем?

 Дети: Поможем.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие!

  Мы с Вами должны выполнить все задания,за выполнение которых вы будете получать буквы. Из этих букв нужно сложитькодовое слово: «Жизнь», которое откроет клад.

II часть.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, куда мы должны отправиться? (ответы детей).

  Накарте изображён опознавательный знак (пальма), где спрятано первое задание.

Под пальмой дети находят первое задание.

    Первое испытание: «Зачем нужна вода?» Ябуду задавать вопросы. А вы постарайтесь ответить мне на все вопросы, тогдаполучите первую букву.

Воспитатель: —  Для чего нужна вода? 

Дети: Без воды человек не может жить.
Воспитатель: Может ли человек прожить без воды? Если может –то сколько?

Дети: Человек может прожить без воды 2-3 дня.

Воспитатель: Действительно, ребята, без еды человек может про жить около месяца, а без воды — не больше трёх дней.

Воспитатель: Сколько человеку необходимо выпить литров жидкости в день?

Дети: Человеку в день необходимо около двух литров жидкости — это 6—8 стаканов.

Воспитатель: Почему человеку нужно пить жидкость?

Дети: ВОДА – важнейшая составная часть человеческого организма. Организм человека почти весь состоит из человека. Вода нужна, чтобы заполнять потраченную жидкость для того, чтобы организм работал.

Воспитатель: Правильно, вода составляет до 70 % массы тела человека и обеспечивает протекание важнейших процессов жизнедеятельности (воспитатель показывает слайд 4).

Воспитатель: А когда человеку необходимо пить много жидкости?

Дети: когда жарко, много бегаешь, во время занятия спортом.

Воспитатель: А почему? Как вы думаете?

Дети: Потому что больше жидкости выходит из организма. Мы потеем.

Воспитатель:  Как вы понимаете значение слова жажда?

Дети: Желание пить.

Воспитатель: Молодцы,  вы правильно ответили на все вопросы, поучаете первую букву («Ж»)

Воспитатель: А теперь выполним следующее испытание, как вы думаете какое? Посмотрите, на карте обозначено место со следующим испытанием.

  Дети по знакам-схемам наплане определяют, что следующее испытание — это игра «Где можно встретитьводу?».

2 испытание.            

Воспитатель: Ребята, а скажите где можно встретить воду?

Дети: В кране, в ручейке, океане, море и др.

Воспитатель: Молодцы, а кто живет в этих водоемах?

Дети: водные жители.

Воспитатель: Вот мы сейчас с вами поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется….», где вы должны изобразить любого из этих водных жителей. Кто лучше изобразил, тот и будет дальше водить (играем 2-3 раза).

  За данное испытание Вы получаете следующую букву («И»).

   Дальше дети по картеотправляются на следующее испытание: «Жидкость всякая нужна?»

Испытание 3 (экспериментальная)

Воспитатель: А как вы думаете, любую ли воду можно пить?

Дети: Нет, только кипяченную или очищенную из бутылок.

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Воспитатель:  чтобы ответить на вопрос почему, мы с вами проведем опыт:

опыт

Опыт.

Воспитатель: Посмотрите, что находится у меня в стакане.

Дети: грязная вода

Воспитатель: А как вы думаете, её можно пить?

Дети: Нет, в ней много микробов.

Воспитатель: А что же нам делать? Чтобы получить следующую букву, нам нужна чистая вода.

Дети: Воду можно очистить!

Воспитатель: А как мы это сделаем? (варианты ответов детей)

Воспитатель: Давайте почистим воду через наши самодельные фильтры, а потом посмотрим, что на них остается. А что делать и в какой последовательности подскажет вот такая схема.

  Дети самостоятельно выполняют опыт.

Воспитатель: Так почему нельзя пить воду из водопроводного крана, речек и других водоемов?

Дети: Потому что в этой воде микробы и бактерии, и другие частички.

Воспитатель: Значит какую воду нужно пить:

Дети: Только кипяченную или специально очищенную.

  Молодцы, получаете еще одну букву(«З»).

   С помощью карты дети определяют, где спрятаноследующее задание и переходят к нему.

Воспитатель. Следующее испытание называется «Полезные и вредные напитки»

Испытание 4.

Воспитатель: Скажите. А кроме воды можно пить еще какие-то напитки?

Дети: Да

Воспитатель: Назовите какие вы пьете напитки.

Дети называют, а на экране появляются слайды с изображением этих напитков.

Воспитатель: Как вы думаете, все они полезны?

Дети: Нет

Воспитатель: Чтобы узнать знаете ли вы, какие напитки вредные, а какие полезные, поиграем в игру «Вредные и полезные напитки»

   Разделимся на 2 команды. У меня на столе  картинки  все перемешаны. Одна команда в свою корзиночкукладет вредные напитки, другая – полезные напитки.  Побеждает та команда, которая быстро иправильно определит и сложит в корзинку нужные для их задания, картинки (дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы. Вы справились и с этим заданием. Получаете еще одну букву («Н»).

  По карте дети отправляются на последнее испытание.

Испытание 5. « Почему вредно пить газировку?».

Воспитатель: с помощью игры мы с вами выяснили, полезна ли газировка?

Дети: нет, это вредный напиток.

Воспитатель: Но в настоящее время дети пьют газированнуюводу в два раза чаще, чем молоко. Хотите посмотреть, на сколько вредны газированные напитки для человека?

Дети: да!

Воспитатель: Для этого, проведем опыт. Вы после его проведения сами скажите, почему этот напиток вреден для здоровья?

   Опыт 1: Проверим,насколько натуральна газировка.(Метод работает только для цветных — коричневых, зеленых,желтых по цвету)

   Положили в газировку 1ложку пищевой соды.

   Газировка не изменила цвет – здесь нетнатуральных продуктов, одна химия.

  Газировка изменила цвет – стала бурой –натуральный продукт.

   Вывод: в нашем случае оказалась химия, так как газировка цвет неизменила.

   Опыт 2: Мы решили определить влияние газировки на эмальзубов. Для этого  вчерамы начали опыт. Положили в газировку куриное яйцо.

   Давайте сегодня посмотрим результатнашего опыта. Что вы видите?

Дети: скорлупа окрасилась, скорлупа стала более хрупкой, мягкой.

   Вывод: Яйцо окрасили красители, содержащиеся в газировке.И эмаль зубов становится более мягкая и зубы быстрее разрушаются.

Воспитатель:  Да, ребята, вы правильно сказали, красители дают нагрузку на печень и часто вызывают аллергию. Может произойти окрашивание эмали зуба. И разрушения эмали вполне вероятны. Ведь это химические вещества.

III часть.

   Молодцы, вы правильно сделали вывод иполучаете последнюю букву («Ь»).

   Посмотрите, на карту, где находитсяклад? (Дети по карте находят место, гдеспрятан сундук).

   Теперь необходимо сложить слово иоткрыть клад.

  Дети из букв собирают слово «Жизнь».

   На экране появляется отрывок измультфильма «Клад» (из сундука достаютбутылки с чистой водой).

вода

Воспитатель: Мы с вами нашли воду ипомогли жителям пустыни. А как вы думаете, почему клад оказался не сокровищами,не драгоценными камнями, а водой?

Дети: Потому что без воды всё погибнет

Воспитатель: Для чего нужна была вода?

Дети: Вода нужна, чтобы напоить жителей пустыни, землю и все живое.