Роль родителей в воспитании ребёнка очень велика и то, как Вы будете его воспитывать, какой стиль взаимоотношений выберете, будет иметь большое значение в том, каким человеком вырастет ребёнок. С давних времён были различные мнения на то, какие методы следует применять для эффективного воспитания ребёнка и надо ли наказывать ребёнка за его провинности. Современных родителей также волнует вопрос можно ли наказывать ребёнка? 

        Одни высказываются категорически против любого наказания, говоря о демократическом стиле воспитания, основанном на доверительных отношениях. Другие говорят о том, что детей наказывать необходимо, иначе они сядут на шею. И зачастую родители наказывают своих детей неумело. Многие родители наказывают детей физическими воздействиями, что вообще не допустимо. Некоторые родители наказывают своих детей психологическими воздействиями, нанося тем самым непоправимый вред психологическому благополучию своего ребёнка. Таким образом, на вопрос: «Нужно ли наказывать ребёнка?» можно ответить положительно.  Наказание – это такой же метод воспитания ребёнка, поэтому он вполне применим в педагогике, другой вопрос как правильно наказывать ребёнка? Наказание ребёнка не должно вызывать отрицательных эмоций, оно должно быть направлено на коррекцию поведения. Та форма наказания, которую Вы выберите, должна помогать ребёнку осмыслить ситуацию, в которой он оказался, понять, почему нужно поступать так, а не иначе, сформировать новое отношение к тому качеству личности, которое Вы воспитываете у ребёнка. Наказание ребёнка может преследовать различные цели. Традиционно наказание следует за отрицательным поведением ребёнка. Также можно выделить другие цели применения наказания, в частности: формирование авторитета родителя, оберегающая функция, функция стимулирования ребёнка к какой-либо деятельности.

         Итак, разберёмся, как правильно наказывать ребёнка, какие  формы наказания ребёнка выбрать. Рассмотрим их подробнее…

1.     Наказания, основанные на страхе перед болью – физические наказания.

Физические наказания относят к самым неблагоприятным и неправильным формам наказания. Это связано со следующими факторами:

·        Если родители используют физическое наказание тогда, когда ребёнок проявляет упрямство, не подчиняется требованиям и не признаёт свои ошибки, то данная форма наказания ребёнка не решает конфликта, а только создаёт иллюзию его разрешения, т.е. ребёнок просит прощения не потому, что осознал своё поведение, а потому, что испытывает страх перед болью.

·        Если ребёнка обучают правильным действиям и поступкам путём физических воздействий, то ребёнок учится оценивать ситуацию, и, если сочтёт её «безопасной», тут же позволит себе запретное действие.

·        Систематическое применение побоев и порок может безвозвратно надломить волю ребёнка, превратить его в покорного, подчиняемого, несамостоятельного человека.

·        Бывает так, что у ребёнка, которого держали «в узде» физическими наказаниями, в более старшем возрасте возникает поведение по типу вечного протеста. Дети начинают переводить отрицательные эмоции на самих родителей. Всё, что бы родители не делали, будет для ребёнка заведомо плохим.

2.    Следующая форма наказания получила название «Лишение любви» или, говоря научным языком, сепарационные наказания.

Это наказания, лишающие ребёнка части родительской любви. Суть наказания сводится к изменению для ребёнка привычного стиля отношений с родителями. При такой форме наказания ребёнок как бы утрачивает на время необходимые ему проявления любви, теряет привычную долю внимания, но вся обычная забота о нём остаётся. Временная утрата любви будет действенна тогда, когда ребёнок прочувствовал родительскую любовь, когда ему есть, что терять.

Как же применять эту форму наказания?

      I.            Ситуация холодности.

Её применяют сразу же после пережитых ребёнком минут радости. Например, мама замыкается в себе и делает огорчённое лицо и таким образом, пытается подвести ребёнка к вопросу: «В чём дело?». Как правило на такой вопрос следует отвечать уклончиво: «А ты разве не знаешь?» и ждать момента, когда будет удобно начат разговор.

   II.            Ситуация разрыва.

Не стремитесь к разрыву, но будьте к нему готовы. Ребёнок должен понять и силу Вашей справедливости, и Вашу волю, и Вашу неотступность. Надо потребовать главное – «Я, очевидно, в чём-то виновата, что распустила тебя, я не требую от тебя резкой перемены, но если ты хочешь с нами общаться, то должен делать…». Если ребёнок противится, дайте ему почувствовать свою неотступность и скажите: «Тогда нам не о чем с тобой говорить».

III.            Ситуация параллельного действия.

Если ребёнок пошёл на разрыв, его нельзя оставлять наедине с собой. Вы должны организовать параллельное действие, чтобы кто-то разъяснил ему ситуацию разрыва (лучше, чтобы это был близкий человек, которому ребёнок доверяет).

IV.            Ситуация возможного компромисса.

В зависимости от обстановки, можно пойти на компромисс. Примите извинения от ребёнка и скажите: «Если у тебя добрые намерения, и ты искренне говоришь, давай-ка займёмся делом…». Если есть возможность, постарайтесь поддержать ребёнка: «Ну, вот, видишь, как ты всё умеешь?!».

3.     Третья форма наказания ребёнка – запреты.

К запретам можно отнести возможные угрозы и запугивания. Скорее следует говорить об ограничении поведения ребёнка не путём наказания, а путём запрета. Форму запрета необходимо менять в зависимости от возраста ребёнка. Запреты как форма наказания наиболее эффективны для детей 1 – 3 лет. С малышом необходимо поступать так, чтобы запрет совпадал или даже опережал совершение неправильного поступка, при этом важно контролировать речевые высказывания. Лучше показать неудовольствие мимикой или жестами, и только в крайнем случае использовать слово «нельзя». Прямые запреты являются самым слабым стимулом поведения ребёнка.

4.    Следующая форма наказания ребёнка является одной из самых правильных и эффективных – наказание естественными последствиями.

При использовании данного вида наказания, как правило, родители отказывают ребёнку в некоторых удовольствиях. Например, не разрешают смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Некоторые специалисты рекомендуют использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребёнка события. Этот метод наказания может принести результат тогда, когда ребёнок воспринимает ограничение как справедливое и, решение применяется с его согласия. Но в большинстве случаев наказание воспринимается как несправедливое и, дети просят прощения не потому, что поняли вину, а для того, чтобы отменили наказание. Важно помнить, что ребёнка нельзя лишать еды, свежего воздуха, игрушек и общения со сверстниками. Очень хорошо, если такого рода наказание принимают вид узаконенного и распространяющегося на всех членов семьи правилами. Например, порвал и испортил одежду – чини её сам. Обязательное условие – эти правила должны распространяться на всех членов семьи.

5.     Следующая форма наказания получила довольно интересное название – судейская комната.

Каждое действие ребёнка, каждый поступок подвергается пристальной оценке. Сколько дети ошибаются, столько родители фиксируют их ошибки, дают негативные оценки. «Судейская комната» возникает тогда, когда родители, объединяясь с бабушками и дедушками, устраивают подробное обсуждение проступков ребёнка и все вместе выносят наказание. Если объединение родителей происходит часто, вызывается незначительными ошибками ребёнка, такой метод наказания считается вредным для воспитания ребёнка.

6.     Последняя форма наказания называется «Творческое наказание»

При такой форме наказания в ситуации наказания родителям следует выделять 3 аспекта:

— индивидуальность ребёнка, возраст и допущенный им проступок;

— собственное эмоциональное состояние;

— метод воздействия в целях исправления проступка.

В зависимости от ситуации следует подбирать разные методы наказания. Необходимо также предоставить ребёнку возможность проверить своё поведение в ситуации сходной с той, в которой была допущена ошибка.

 Читайте также

Почему ребёнок капризничает?