Как уже говорилось ранее, игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно через игру дети познают окружающий мир, усваивают основные нормы поведения. В развитии ребёнка огромную роль играют дидактические игры для развития речи. 

         Дидактическая игра – это широко распространённый метод словарной работы. Игра – это универсальное средство воспитания и обучения дошкольников; это и игровой метод обучения, и самостоятельная детская деятельность и вообще средство всестороннего развития личности ребёнка.

         Главная особенность любой дидактической игры в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают определённые знания, учатся культуре общения друг с другом и со взрослыми. Особую группу составляют дидактические игры для развития речи. В младшем дошкольном возрасте они больше направлены на расширение и активизацию словаря ребёнка, а в старшем дошкольном возрасте они способствуют подготовке к обучению грамоте.

         Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организованных отношений и, каждая дидактическая игра имеет чёткие правила. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем (например, «У кого какой предмет», «Дикие и домашние животные», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл» и т.д.). Дидактические игры приучают детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных ситуациях.  

         Значение дидактических игр для развития речи детей:

— пополняют и активизируют словарь детей;

— развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли;

— составлять рассказы о предметах  и явлениях;

— формируют правильное звукопроизношение

— упражняют детей в подборе слов (синонимов, антонимов и т.д.).

         В дошкольном возрасте для развития речи используют 3 вида дидактических игр: игры с предметами; настольно-печатные игры; игры со словом (словесные игры).

         Ценность игр с предметами в том, что дети знакомятся со свойствами предметов, их признаками. Дошкольники учатся обобщать и классифицировать предметы. Выделяются дидактические игры для развития речи основанные на литературных произведениях. Благодаря им, дети знакомятся со стихотворениями многих детских авторов, запоминают их, а также с произведениями устного народного творчества. Словесные игры построены на словах и действиях играющих, они направлены на то, чтобы углубить знания детей о предметах, находить характерные признаки, быстро находить нужное слово. Словесные игры хороши тем, что в них можно играть в любом месте, в любое время, т.к. они не требуют специального материала – всё, что нужно – это владение родным языком. Как, например, долго и нудно ждать своей очереди в поликлинике или ехать в машине, в маршрутке, в поезде и т.д. Это время можно провести с пользой, играя в словесную игру с ребёнком. Уверяю вас, ожидание будет интересно, весело и не будет таким длительным.