В воспитании ребёнка очень важно сформировать у него убеждения поступать так, а не иначе. Для этого необходимо использовать не только наказания (вообще наказание является дополнительным методом воспитания), но и поощрение. Как и по поводу применения методов наказания многих родителей волнуют такие вопросы: Нужно ли хвалить ребёнка? Как правильно поощрять ребёнка? Поощрение является самым сильным стимулом поведения ребёнка, поэтому, можно сказать, что поощрение ребёнка – это достаточно эффективный метод воспитания. Именно поэтому очень важно использовать разнообразные формы поощрения ребёнка. Как правило, поощрение применяют как награду за хороший правильный поступок. Важно не переусердствовать в этом деле, т.к. избыток поощрения также отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Чрезмерное применение методов поощрения может сформировать у ребёнка эгоистичность, инфантильность, капризность и многие другие отрицательные качества. Многие родители путают поощрение с материальной наградой и часто отождествляют его с ней. Многие даже не представляют о том, как много форм поощрения ребёнка существует. Итак, как же правильно поощрять ребёнка… Какие формы поощрения выделяются…

1.     Похвала за усилие.

Для эмоционального благополучия ребёнка очень важно создавать для ребёнка ситуацию успеха. К каким бы результатам не пришёл ребёнок – это не имеет значения, важно отметить его попытку что-то сделать, его старания. Многие же родители хвалят ребёнка только за достигнутый результат. ЭТО НЕПРАВИЛЬНО !!!

2.     Поощрение естественными последствиями.

Примером такой формы поощрения может быть материальная награда ребёнка. Например, получил пятёрку в школе – вот тебе деньги на кино и т.д.

Но злоупотреблять такой формой поощрения не стоит. Иначе ребёнок будет совершать правильные поступки не потому, что считает этот поступок верным, а потому, что будет ждать за это материального вознаграждения. При соблюдении некоторых условий такая форма поощрения бывает эффективна, но чаще приводит к серьёзным воспитательным ошибкам, т.к. поощрение не должно носить характер подкупа или обязательства.

3.     Награда делом.

Применяя эту форму поощрения, необходимо подчёркивать радость ребёнка от преодоления трудностей. Основное правило применения данного метода поощрения: использовать поощрение путём поручения, введения «почётных обязанностей». Например, участие в приготовлении пищи у детей вызывает неподдельный интерес, дошкольники просто стремятся помочь маме на кухне. Поэтому можно допустить ребёнка к приготовлению обеда или ужина за какой-нибудь хороший поступок. Этот метод эффективен для детей 5 – 7 лет. Моя дочь, например, недавно помогала своей крёстной рассаживать рассаду по стаканчикам, ей это дело очень понравилось и вызвало чрезвычайный восторг.

4.     Расширение прав ребёнка.

         Этот метод поощрения заключается в том, что ребёнку предоставляются более широкие права за счёт повышения чувства личной ответственности, произвольности поведения, самоконтроля. Конечно, этот метод подходит для более старших детей. Например, можно в качестве поощрения разрешить позже, чем обычно придти с прогулки домой.

5.     Поощрение в форме благодарности.

Родители просто должны благодарить своих детей. Благодарить следует тогда, когда ребёнок проявил душевную чуткость, доброту, когда не растерялся и принял нравственное решение в сложной ситуации.

Выбирая формы поощрения своего ребёнка, учитывайте индивидуальность вашего ребёнка. Поощрение следует применять очень осторожно, т.к. чрезмерное применение методов поощрения может даже и навредить ребёнку или превратиться в прямую обязанность родителей. Ребёнок просто будет требовать поощрения. Не допустите этого.