Отгадывать и загадывать загадки – это увлекательное и полезное занятие не только для маленьких детей, но и для взрослых. Загадывать загадки можно в путешествиях, скрасить этим развлечением долгое ожидание в очереди, включить в конкурсы на детском празднике или вообще можно занять расшалившегося ребёнка.
Загадка – это своеобразное образное описание предметов, характеристика их особенностей. Часто такое описание даётся через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребёнок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Поэтому чаще всего загадки загадываются детям старшего дошкольного возраста, у которых уже более или менее сформированы знания и представления об окружающих предметах и явлениях. Но не исключено и загадывание загадок детям более младшего возраста, но здесь главное правильно подобрать загадки.
Загадки для маленьких детей достаточно разнообразны. С детьми дошкольного возраста используются загадки двух видов:
— загадки с прямым описанием предмета (например, «зимой и летом одним цветом»;
— метафорическое описание предметов, т.е описание одного предмета даётся через другой предмет (например, загадка о еже: «Под соснами, по ёлками бежит мешок с иголками»).
Особая ценность загадывания загадок состоит в том, что благодаря этому у ребёнка закрепляются знания об окружающем, расширяется словарь, развивается мышление. Загадки помогают ребёнку проникнуть в образный строй русской речи.
Загадывание загадок ребёнку – это не простое занятие. Не достаточно просто загадать загадку и ждать ответа ребёнка, или подводить ребёнка к правильному ответу. Очень важно учить ребёнка аргументировать свой ответ, представлять доказательства своих отгадок. Важно, чтобы загадки, которые вы загадываете своему ребёнку, были доступны по содержанию, т.е. загадывались о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны.
Загадки для маленьких детей можно разделить и на разные тематики, например, можно выделить загадки о животных, о природе и природных явлениях, о инструментах, о посуде, об овощах и фруктах и т.д.
Как научить ребёнка отгадывать загадки?
Как уже говорилось ранее, следует начинать с лёгких, доступных загадок описательного характера. Первая цель, которую Вы будете преследовать при обучении ребёнка отгадывать загадки – научить ребёнка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не запоминать отгадки к загадкам. Поэтому при первом загадывании загадок необходима наглядность (это также учитывает свойства мышления дошкольников – наглядно-образное мышление). Загадывание загадок ребёнку разделите на две части. В первой части рассмотрите предметы, загадки о которых Вы запланировали. Выделите у этих предметов только те признаки, которые отражены в загадках. Во второй части собственно загадываются загадки. Здесь очень важно спросить, как ребёнок догадался о правильном ответе. Обязательно нужно объяснять правильный ответ. Далее можно усложнять задания. Например, после рассматривания предметы, загадки о которых загадываются, накрываются и показываются только после отгадки. А затем и вовсе можно не представлять наглядность, а демонстрировать её только, если ребёнок затрудняется с ответом. Усложнением является также загадывание новых вариантов загадок об уже известных предметах и явлениях.
Загадки можно не только загадывать ребёнку, их можно и нужно придумывать вместе с ребёнком. Это требует от ребёнка умения видеть характерные детали, особенности предмета и точно обозначать их при описании. А ещё это очень увлекательно – попробуйте! Придумывать загадки для маленьких детей можно устраивая дидактические игры «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек», «Почтальон принёс посылку» и т.д.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.