Умственное развитие ребёнка, можно сказать, начинается с сенсорного воспитания. С самого рождения ребёнок начинает воспринимать окружающий мир с помощью анализаторов, а уж из восприятия начинают постепенно отделяться остальные психические функции: внимание, память, мышление, воображение, речь. Очень важно, чтобы ребёнок уже в раннем детстве ориентировался в цветах предметов, их форме, размерах. Таким образом, уже в раннем детстве ребёнок осваивает так называемые сенсорные эталоны. Восприятие цвета достаточно трудно даётся крохе, т.к. цвет нельзя потрогать, в отличие от формы и размера. В восприятии цвета малыш ориентируется только на зрительный анализатор. Ещё сложность состоит в том, что каждый цвет имеет свои оттенки, которых насчитывается великое множество. Учёные доказали, что когда ребёнок изучает цвета, его мозг начинает работать интенсивнее.
С какого же возраста необходимо учить цвета с ребёнком?
Воспринимать цвет предметов ребёнок начинает ещё с рождения, но восприятию поддаются не все цвета. Так, первым воспринимаемым крохой цветом является желтый цвет. Чуть позже в восприятии появляется красный и оранжевый цвета. Неспроста педагоги и педиатры советуют маме одеваться в яркую одежду, преимущественно содержащую все эти цвета. Да и если присмотреться к первым игрушкам и погремушкам малыша, то они тоже преимущественно желтых, красных и оранжевых цветов – это самые правильные первые игрушки. Ещё чуть позже восприятию крохи начинают поддаваться зелёный и синий цвета, а к полугоду – фиолетовый цвет. Таким образом, к годовалому возрасту, ребёнок постепенно начинает воспринимать все оттенки цветов радуги. Стоит сделать небольшое примечание: к году ребёнок воспринимает все цвета радуги, понимает, что цвета у предметов разные, но не знает их названия и произносит очень мало слов, поэтому обозначить словом цвет малышу пока ещё очень трудно. Значит, учить цвета предметов с ребёнком необходимо с раннего младенчества.
Как учить цвета с ребёнком?
Нельзя заставлять ребёнка учить цвета и силой усаживать за занятия. Учить цвета с ребёнком нужно увлекательно и ненавязчиво, а так же в привычных для ребёнка условиях.
Существует масса методов, приёмов и средств обучения ребёнка цвету.
Самым интересным для ребёнка является игровой метод. С самого младенчества кроха начинает действовать с разными предметами, в частности с разноцветными игрушками. Играя в игрушки необходимо обозначать цвет предмета словом. В полгода с малышом играют уже в пирамидку с разноцветными кольцами и кубики разных цветов. Ребёнок воспринимает предмет как единое целое в совокупности с его свойствами, поэтому, проговаривая цвет колец или кубиков необходимо разграничивать предмет и его свойство. Это будет звучать приблизительно так: «Это кольцо, оно красное!», или «Это кубик, он зелёный!». Ещё нужно учитывать то, что цвет предмета, который видит ребёнок, привязан к ассоциации, поэтому, объясняя, какого цвета кольцо у пирамидки можно ввести определённую ассоциацию. Например: «это кольцо, оно зелёное, как травка», или «Это кольцо, оно желтое, как солнышко» и т.д. С годовалым ребёнком играют уже в специальные дидактические игры с картинками, например, «Спрячь мышку», «Загони машину в гараж» и т.д. Ещё применяются игры с разноцветным пластилином. Из пластилина разного цвета делают угощения и угощают ими игрушки. Например, кукла Катя любит только желтые конфеты, а кукла Света любит только красные конфеты, следует предложить ребёнку слепить конфеты нужных цветов и угостить кукол.
С двухгодовалым малышом можно поиграть в игры-сортировки (раскладывать предметы по цветам), игры на группировку предметов, например, «Найди лишний» или «Найди такой же». Полезно играть с малышом в разноцветный конструктор, проговаривая цвета кубиков. В два года ребёнок может ещё не проговаривать цвета, но сортировать предметы по цвету должен уметь.
С трёхгодовалыми детьми подходят сюжетно-ролевые игры, например, в играх «Гости» или «Семья» ребёнок в ожидании гостей накрывает стол и расставляет разноцветную посуду, подбирает наряды для кукол и т.д. Можно предложить ребёнку разложить пуговицы по чашкам, конструктивные игры, подвижные игры. К подвижным играм подходит выполнение движений по сигналу, сигнал даётся определённым цветом. Ещё одна хорошая игра на сортировку «Собери команду» — из совокупности футболистов нужно собрать две команды, например, в красной и синей форме. В три года дети должны чётко определять и называть цвет предмета, хотя могут иногда ошибаться, что не является отклонением.
Далее, для дошкольников подходит многочисленное количество дидактических игр на закрепление цвета предметов. Это могут быть и игры с карточками, с картинками, может быть и игры с движением.
Следующим достаточно распространённым методом обучения ребёнка цвету является простое наблюдение. Это очень доступный метод, который можно применять начиная уже с полугодовалого возраста. Сначала можно просто рассматривать окружающие предметы, обозначая их цвет, затем это могут быть наблюдения на прогулке, можно включить и игровой момент, например, искать окружающие предметы определённого цвета, кто больше увидит таких предметов. Наблюдать можно за растениями, отмечая, что оттенки зелёных листьев разные, за машинами, за цветами и насекомыми, в общем за всем, что вас окружает. Наблюдение – это очень полезное и увлекательное занятие.
Ещё одним действенным методом будет рисование и раскрашивание. Первоначально, примерно с года, малыш просто проявляет интерес к карандашу, сделав для себя открытие, что тот оставляет след на белом листе бумаги. Затем, от манипулирования карандашом наступает период каракуль, а в последствие этап непроизвольного рисования. Рисуя вместе с ребёнком, нужно проговаривать цветовую гамму, которую вы используете, так малыш быстрее освоит названия цветов. При рисовании фломастерами просите ребёнка закрывать фломастер колпачком соответствующего цвета. В среднем дошкольном возрасте возможно уже раскрашивание по образцу.
Со среднего дошкольного возраста можно использовать такой метод как художественное слово. Сейчас существует множество стихотворений о цветах. Можно познакомить ребёнка с рассказами Сутеева В.Г., например, «Петух и краски», а так же разработаны специальные книжки, в которых каждая страница посвящена определённому цвету.
Ещё одним метом изучения цветов является использование обучающих мультфильмов. Сейчас можно сделать замечательную подборку таких мультфильмов, например «Учим цвета с паровозиком Шоппи».
Очень важно при изучении цвета с ребёнком не коверкать названия цветов, а называть их правильно, например: не зелёненький, а зелёный; не желтоватый, а желтый, не синенький, а синий и т.д.
До семи лет могут наблюдаться нарушения цветовосприятия, но после семи лет ребёнок должен четко определять цвета и их оттенки. Если это явление не наследственное (дальтонизм преимущественно наследственное заболевание, которым страдают в основном мальчики), то возможно определить некоторые причины неумения распознать цвет:
Во-первых, возможно с ребёнком поздно начали учить цвета, тогда, скорее всего, малыш воспринимает цвет правильно, но просто не знает его названия.
Во-вторых, ребёнок может таким образом проявлять свой характер (особенно это касается кризисных периодов). Таким образом, ребёнок просто делает назло взрослому, всё наоборот.
В-третьих, так может проявляться индивидуальность восприятия цвета.
Таким образом, учитывая возраст ребёнка, его индивидуальность и интересы можно подобрать наиболее подходящий метод изучения цветов, который принесёт свои результаты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.