В современном обществе наблюдается тенденция раннего развития детей. В связи с этим многие родители считают, что ребёнка необходимо учить читать как можно раньше. Это часто связано с тем, что ребёнок, поступая в первый класс, должен свободно и бегло читать. На самом же деле раннее обучение чтению необязательно. Конечно, при целенаправленной подготовке ребёнка к школе очень важно учить ребёнка читать, но не менее важно учитывать тот факт, что всему должно быть своё время. В каждом периоде дошкольного детства – свои приоритетные задачи и направления развития.

В самом раннем периоде (до двух лет) приоритет отдаётся общению со взрослым, которое является своего рода подготовкой к чтению. На этом этапе осуществляется развитие интереса у ребёнка к чтению как к процессу, другими словами – мы приучаем ребёнка читать.

В периоде до трёх лет приоритет отдаётся развитию навыков самообслуживания, действий с предметами, становлению речи. Главное не упустить этот момент, который для подготовки к обучению чтению очень важен. Именно в этот период развивается фонематический слух (это способность воспринимать звуки человеческой речи), а так же развивается и активизируется словарь. Существует множество дидактических игр на развитие фонематического слуха, в которые можно играть с ребёнком в любое свободное время.

В период от 3 до 7 лет активно развивается игровая и продуктивная деятельности. В этом возрасте важно не мешать ребёнку играть, дать ему наиграться. Иначе следует ожидать проблем в школе.

Так, когда же лучше начинать учить ребёнка читать? Учитывая выделенные периоды, можно определить, что наиболее благоприятный этап для обучения чтению малыша будет являться возраст примерно 5 – 7 лет, учитывая индивидуальные особенности ребёнка  и его интересы. Ошибочно начинать учить читать с «зубрёжки» букв и алфавита в целом. В этом случае ребёнку в школе придётся переучиваться.

Готовиться к обучению чтению необходимо плавно и заранее, а не перед самым поступлением в школу.

Как же определить, готов ребёнок учиться читать или нет? Психологи выделяют несколько признаков психологической готовности к обучению чтению.

Во-первых, малыш должен свободно говорить полными предложениями и понимать значение сказанного.

Во-вторых, ребёнок должен чётко различать звуки родной речи (обладать фонематическим слухом), отличать гласные от согласных, мягкие от твёрдых, глухие от звонких и т.д.

В-третьих, ребёнок должен хорошо произносить все звуки и ему не требуется помощь логопеда. Становление всех звуков родного языка происходит примерно к 5 годам.

В-четвёртых, малыш может ориентироваться в двухмерном пространстве (на листе бумаги). Понимает, где верх листа, где низ, где право, а где лево. Это необходимо для того, что весь процесс чтения осуществляется слева направо. А при хорошей ориентации в пространстве у ребёнка имеется возможность посчитать строчки сверху вниз, найти место, на котором остановилось чтение.

Поэтому очень важно не торопиться в таком ответственном и непростом деле как обучение чтению.