Средства сенсорного воспитания         Чтобы осуществлялось сенсорное воспитание ребёнка необходимо обучать малыша обследовать предметы и формировать его представления о сенсорных эталонах. В дошкольно — образовательном учреждении специалисты делают это правильно, планомерно и систематически. Но что делать, если малыш не посещает такое учреждение? Как самостоятельно подобрать средства сенсорного воспитания ребёнка? Тем более, что оно начинается с первых дней жизни малыша, а в детский садик он пойдёт только с 3-х лет.

 Вы с первых лет жизни играете с ребёнком, чуть позже начинаете заниматься с ним творческой деятельностью – рисовать, лепить, клеить и т.д., кроме этого Вы гуляете с ребёнком на улице, ходите в разные места и во всей этой деятельности можно осуществлять сенсорное воспитание ребёнка.

Средства и методы сенсорного воспитания детей.

С детьми раннего возраста сенсорное воспитание осуществляется через предметную деятельность. Первоначально ребёнок просто манипулирует предметами. Конечно же, об обследовательских действиях здесь не может быть и речи. Первыми игрушками ребёнка являются разноцветные яркие игрушки-погремушки. Благодаря им, ребёнок воспринимает цвет, форму, звучание предметов. Примерно с 1,5 лет можно вводить в словарь ребёнка названия цветов, формы предметов, даже высоту звуков. Конечно, ребёнку ещё достаточно трудно различать и называть все цвета и оттенки спектра, достаточно, чтобы ребёнок этого возраста знал четыре основных цвета, слияние которых и образуют спектр: красный, жёлтый, зелёный, синий. Форма предметов тоже сводится к трём основным: круг, квадрат, треугольник. С этого возраста идеальным средством сенсорного воспитания будут такие дидактические игры и игрушки как пирамидка (идеальная, универсальная игрушка), логика, логические кубы и их разновидности, вкладыши, детские пазлы и т.д. Играя в пирамидку, ребёнок осваивает цвет и величину предметов. Существуют такие разновидности пирамидок, благодаря которым ребёнок осваивает и форму предметов. Высоту звуков мой ребёнок например, начал различать примерно к двум годам. Сначала мы с моей дочерью играли в погремушки, и она различала их по звучанию, затем ей купили детский металлофон с разноцветными пластинками и мы играли с ней так: я стучала по большим пластинкам (низкий звук) и говорила, что идёт медведь, а затем я стучала по маленьким пластинкам (высокий звук) и говорила, что бежит мышка. Сейчас мы уже осваиваем пианино, и моя дочь сама показывает, где ходит медведь, где бродит волк, где лиса пробегала, где зайчик прыгает или, где крадётся мышка.

Ещё одно средство сенсорного воспитания детей – это природа. Вы практически ежедневно ходите гулять с ребёнком. Вот и прекрасно – познание природного мира осуществляется при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. В природе очень много всего интересного, что можно наблюдать, потрогать, понюхать, услышать. Уже с полутора лет можно проводить наблюдения за природными явлениями и играть с природными материалами.

Что можно наблюдать на прогулке? Весной – появление первых цветов и зелени (обратить внимание, какой нежный зелёный цвет у травы и деревьев). Предложить послушать пение птиц, журчание ручейка. Разрешите ребёнку потрогать первую травку, залезть в лужу и дотронутся до воды (в разумных пределах, конечно же), моя дочь вчера трогала руками последний снег, мы с ней пробовали слепить из него чего-нибудь, но у нас ничего не получилось. Ещё, весной можно ощутить лёгкое дуновение ветерка и т.д.

Летом – очень много цветов. Можно рассматривать цветы, определять их цвет, размер, форму, ощущать запах цветов и т.д. Летом можно ходить босиком по траве или песку, можно даже поваляться в траве, ощутить запах луга. Это всё тоже способствует сенсорному развитию ребёнка. Если вы попали в лес, то там можно рассматривать грибы (они тоже разного цвета, формы и по-разному пахнут), можно собирать ягоды (помимо цвета, формы и размера ягоды можно попробовать и на вкус). Кроме этого, летом можно играть с песком и с водой – это тоже будет являться средством сенсорного воспитания. Игры с песком хорошо развивают мелкую моторику рук. Можно просто трогать песок руками, мять его пересыпать с места на место (как правило это делают дети раннего детва). Ребята постарше могут делать поделки из песка и другого природного материала. Кроме этого, дети умеют определять мокрый песок (из него можно лепить поделки) или сухой (ничего не получится). Первоначально они определяют влажность песка с помощью тактильных ощущений, а в старшем дошкольном возрасте – с помощью зрительного анализатора.

Осень – вообще благоприятная пора для сенсорного воспитания. Сколько вокруг ярких красок, шороха листьев, различных запахов. Так, в лесу или в парке ребёнка учат различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у ивы – зеленовато-жёлтого, у осины – красного или лилового. Кроме этого птицы осенью поют по-особому, листья шуршат под ногами, детям это безумно нравится. В лесу или парке можно набрать всякой всячины, с которой потом можно играть. Например, я со своим ребёнком собирала еловые и сосновые шишки, жёлуди, красивые камешки. Дочке было в то время 1 год и семь месяцев и она просто обожала перекладывать этот природный материал из ведёрки в корзинку и наоборот, она раскладывала его на полу или на столе, что-то по-своему приговаривала – это всё очень полезно для развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь непосредственно связана с развитием речи.

Зима – не менее значимый сезон для прогулок и наблюдений. Главное зимой – игры со снегом. Играя со снегом, дети изучают свойства снега. Младшим дошкольникам обязательно должны потрогать снег, чтобы определить липкий он или нет. Старшие же дошкольники уже по погоде и по внешнему виду определяют липкий снег или нет. Ещё дети определяют, какой снег холодный, ощущают фактуру снега – в некоторые дни снег мягкий и пушистый, а иногда бывает шершавый и колючий. Зимой наблюдается дефицит красок, поэтому можно сделать разноцветные льдинки и украсить ими кустик под вашим окошком. Малышу это понравится. Возьмите силиконовые формочки для льда (сейчас их можно найти любой формы), добавьте в простую воду краску любого цвета (лучше гуашь), залейте этой водой формочки, в каждую формочку положите нитку в форме петельки и поставьте на мороз. Утром ваши льдинки будут готовы, и Вы сможете учить или закреплять названия цветов.

Природные явления – это ещё и средство развития умения ориентироваться во времени (в частности, речь идёт о смене сезонов). Дети сначала ориентируются в смене времён года, затем в смене частей суток, в старшем возрасте ориентируются в днях недели и в смене месяцев года, и наконец – ориентируются во временных промежутках (минута, 5 минут, 10 минут, 15 минут, час и т.д.).

Следующее средство сенсорного воспитания – творческая деятельность дошкольников. Творческая деятельность – это самая благоприятная деятельность для развития обследовательской деятельности. Прежде, чем что-то нарисовать или слепить или сделать аппликацию необходимо рассмотреть предмет и выделить его особенности. Задавайте ребёнку вопросы при рассматривании предметов, которые позволят выделить эти отличительные особенности предметов. Например, при рисовании яблока обследуйте с ребёнком предмет, обратите внимание сначала на контур, предложите обвести его пальцем, затем на части предмета (само яблоко, веточка, листик), какого они цвета и формы. Очень хорошо перед рисованием предмета слепить его из пластилина или глины. Конечно же перед лепкой предмет так же обследуется. Для разнообразия после лепки или рисования можно попробовать яблоко на вкус. При рисовании или лепки сложных предметов, например, животных, обследуется предмет целиком (контур), а затем обследуется каждая часть (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза и т.д.).

Правила обследования предметов.

·        Восприятие целостного облика предмета;

·        Мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет и т.д.);

·        Пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, под, сверху, снизу и т.д.);

·        Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

·        Повторное целостное восприятие.

Ещё одно средство сенсорного воспитания – дидактические игры. Их используют для обогащения сенсорного опыта ребёнка. Многие игры связаны с обследованием предметов, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Противоположности», «Четвёртый лишний» и др.). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (закрывает мышку в окошке красного цвета красной заслонкой, собирает в коробку только круглые предметы и т.д.). В некоторых играх дети различают вкус продуктов («Узнай по вкусу»), а в некоторых развивают слух, определяя играющих по их голосам («угадай по голосу»). А дидактических игр на развитие мелкой моторики колоссальное множество («шнуровки», «пазлы», «мозайки», «Золушка» и т.д.). Благодаря дидактическим играм дети, постепенно подводятся к овладению сенсорными эталонами.

И ещё одно немаловажное средство сенсорного воспитания – трудовая деятельность. Начну с личного примера. Как раз сейчас период рассаживания рассады – моя дочь с великим удовольствием помогает пересаживать рассаду. Сначала она насыпала землю в банки для рассады и сеяла семечки, а затем, насыпала землю в стаканчики, чтобы рассадить выросшие растения. Так вот, в этих действиях задействована масса анализаторов – прежде всего, конечно, тактильные анализаторы, ну и нельзя забывать об обонянии (например, помидоры и перец по-разному пахнут) и зрении (цвет растений, форма стаканчиков и т.д.).

Ещё одно занятие. Можно предложить ребёнку (старшему дошкольнику) склеить себе коробку для игр. При этом ребёнок выбирает, какую взять бумагу для коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины, ширины, какого цвета и т.д. Можно ремонтировать порвавшиеся книги.

И для младших и для старших детей огромную радость составляет помощь на кухне. Особенно работа с тестом. Согласитесь, что на кухне задействованы буквально все анализаторы, поэтому трудовая деятельность на кухне – это также незаменимое средство сенсорного воспитания в любом возрасте.