В современной сложившейся ситуации в нашем обществе дети очень мало двигаются. Одни сидят перед телевизором, другие в планшете или перед монитором компьютера. Вроде бы всем удобно: ребёнок занят, родители могут решать свои проблемы. Но из этого вырастают другие проблемы в психическом плане и в плане здоровьесбережения. В решении этой проблемы большую роль играет физическое воспитание детей. В методике выделяется три вида средств физического воспитания детей: физические упражнения; гигиенические факторы и естественные силы природы.

средства физического воспитания детей

Рассмотрим средства физического воспитания детей более подробно.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

физические упражнения

Выделяется четыре группы физических упражнений.

  1. Основная гимнастика.

К основной гимнастике относятся:

  • Зарядка для детей под музыку или танцевальные упражнения. Их особенность заключается в том, что эти упражнения носят избирательную направленность. Занимаясь под музыку можно развивать любые физические качества детей, или можно развивать определённые конкретные группы мышц, или определённые физические умения и т.д.
  • Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Как правило, их применение решают целый ряд задач по физическому воспитанию. ОРУ направлены на развитие практически всех групп мышц, оздоровление и укрепление детского организма, формирование правильной осанки, развитие физических качеств, а так же подготавливают детский организм к овладению сложными движениями. ОРУ бывают с предметами и без предметов, что обеспечивает разнообразие двигательной деятельности и поддерживает интерес детей к физическим упражнениям.
  • Строевые упражнения. К ним относятся упражнения, которые организуются в строю (колонне, шеренге и т.д.). Строевые упражнения так же имеют свои разновидности: построение, перестроение, повороты, смыкание и размыкание. Данная разновидность физических упражнений очень хорошо подходит для развития координации детей и ориентировки в пространстве. Кроме этого, они развивают глазомер, быстроту, равновесие, ловкость, воспитывают дисциплинированность и организованность.
  • Основные движения. Можно сказать, что этими движениями дети пользуются ежедневно. К ним относятся: ходьба и разные её виды, бег, прыжки, метание, лазание, ползание, упражнения в равновесии. Данный вид физических упражнений способствуют оздоровлению организма, укреплению мышц, связок, суставов и даже нервной системы ребёнка; как и другие, развивают физические качества и способствуют формированию правильной осанки.
  1. Подвижные игры – вторая группа физических упражнений. Подвижные игры в физическом воспитании детей по праву занимают центральное место, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. С помощью подвижных игр решаются множество задач. Благодаря использованию подвижных игр осуществляется комплексное развитие физических качеств. Можно подбирать игры на развитие выносливости, или игры на развитие ловкости и т.д. Самое главное значение подвижных игр в том, что они повышают двигательную активность детей и воспитывают интерес к физическим упражнениям.
  2. Спортивные упражнения. Точнее сказать – упрощённые формы спортивных упражнений. Знакомят детей с этим видом физических упражнений с пяти лет, некоторые современные родители и раньше. К спортивным упражнениям относится: катание на лыжах, на коньках, на санках, катание на велосипеде, самокате, плавание, и элементы некоторых спортивных игр (футбол, волейбол, бадминтон и т.д.). Помимо того, что спортивные упражнения имеют то же значение, что и все другие физические упражнения, они ещё и воспитывают интерес к спорту.
  3. Детский туризм. Очень интересная разновидность физических упражнений, а главное – увлекательное для детей. Туризм осуществляется на определённое расстояние за пределы привычного участка или двора. Различают пеший туризм, велосипедный туризм, лыжный туризм. Данный вид физических упражнений имеет колоссальное значение: развиваются все группы мышц и физические качества, а главное – происходит сочетание множества средств физического воспитания детей.

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Эти факторы включают в себя общий режим смены деятельности, здоровое питание, воспитание культурно-гигиенических навыков, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования, режим дня дошкольника и т.д.

ЭКОЛОГО-ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ

К данным факторам относятся естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Здесь следует говорить о правильном использовании сил природы в физическом воспитании детей. Умелое их использование способствует закаливанию и укреплению детского организма.

В физическом воспитании детей необходимо умело сочетать друг с другом все средства физического воспитания. Например, проводить гимнастику на свежем воздухе, или сочетать детский туризм с основными движениями, или проведение гимнастики после дневного сна и т.д. Тогда в физическом воспитании будет достигнут успех.