Для правильного развития речи малыша нужно, чтобы кора головного мозга сформировалась в достаточной степени, и все органы чувств были достаточно развиты. Значительный смысл для нормального развития речи имеет психофизическое здоровье ребёнка – уравновешенность нервных процессов, хорошая работа психических процессов, нормальная реакция, а так же его физическое состояние.
Вообще речь начинает развиваться с трёх месяцев, точнее с так называемого этапа «гуления» — именно на этой стадии органы речи ребёнка активно готовятся произносить звуки. Одновременно с этим ребёнок начинает понимать речь произносимую окружающими, то есть формируется так называемая импрессивная речь, которая играет большую роль в развитии мышления. Потому-то и очень важно на этом этапе постоянно разговаривать с ребёнком, комментировать всё происходящее вокруг. Когда ребёнку исполняется девять – десять месяцев, он уже начинает произносить отдельные слоги и слова, обозначающие окружающие малыша предметы (ба-ба, ки-са, би-би-ка). После года ребёнок произносит уже не отдельные слова и слоги, он закладывает в них определённое значение, а это значит, что произносимые слова становятся орудием общения, то есть у ребёнка формируется экспрессивная речь. На этом этапе уже недостаточно только лишь комментировать происходящее, здесь уже важно общаться с крохой в актуально существующей ситуации.
При правильном развитии речи крохи к четырём – пяти годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, или почти все. К концу пятого года жизни при специальных занятиях все звуки должны быть поставлены.
Система органов человека, которые отвечают за образование звуков состоит из двух разделов: центрального и периферического. К центральному отделу относится головной мозг с его подкорковыми узлами, корой, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. К периферическому отделу относится все органы речи, которые состоят из мышц, связок, костей, хрящей. Периферический отдел речевого аппарата состоит из трёх разделов, которые действуют неотделимо друг от друга: 1) органы, которые отвечают за образование дыхания: грудная клетка, трахея, бронхи, лёгкие; 2) система органов, которые отвечают за образование голоса: гортань с голосовыми связками; 3) система органов, которые отвечают за непосредственное произведение звуков (артикуляционный аппарат): ротовая и носовая полость, носоглотка, глотка.
Выделяется две группы причин нарушений речи у детей:
- Органические причины нарушений речи – в их результате происходят достаточно серьёзные речевые нарушения, часто требуют хирургического вмешательства.
- Функциональные причины нарушений, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых устройств при сохранности их анатомо-физиологической структуры.
Виды нарушений речи у детей.
Костноязычие – это нарушение речи, при котором страдает произносительная сторона отдельных звуков или звукосочетаний. Как говорят в быту, ребёнок картавит. Причины могут быть как органические, так и функциональные.
Заикание – это нарушение нормального темпа и ритма речи. Очень часто заикание рассматривают как признак невроза, и свидетельствует о нарушении между основными нервными процессами.
Афазия – это нарушение речи, характеризующееся её полной или частичной потерей. Как правило, возникает в результате органических поражений речевых зон в коре головного мозга, например, при ударе или травме.
Алалия – задержка речевого развития ребёнка в результате раннего поражения коры головного мозга, например, при перенесённом тяжелом инфекционном заболевании.
Недостатки слуха и голоса – к ним относятся: глухота, тугоухость, афония, дисфония. Также причины могут быть как органические, то есть ребёнок родился с недостатками слуха (проверяют в роддоме), так и функциональные.
Недостатки чтения и письма, к которым относятся дислексия и дисграфия.
Практически все речевые нарушения поддаются в той или иной мере коррекции, от некоторых нарушений можно избавиться и вовсе, главное во время заметить недостатки речи и начать занятия со специалистом.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.