Одной из современных глобальных проблем педагогики является развитие связной речи ребёнка. Современные дети, к сожалению, не могут связно выразить свои мысли. Если прислушаться к разговору малышей, то можно услышать обрывистые фразы с кучей эмоций и жестов, но постороннему человеку разговор, скорее всего, будет непонятен. А ведь связность речи – это показатель связности мыслей, т.е. речь непосредственно связана с мышлением. Речь складывается параллельно с развитием мышления. Кроме того, дети, у которых хорошо развита связная речь, общительны, уверенны в себе, в своих силах, последовательно и красочно излагают свои мысли, что немаловажно в современном обществе.
Развитие связной речи ребёнка – это одна из главных задач развития речи, которая включает в себя решение других частных задач: 1) развитие словарного запаса ребёнка (без активного словарного запаса слов просто невозможно составить развёрнутое высказывание); 2) формирование грамматического строя речи (т.е. умение правильно согласовывать слова по роду, числу, падежу так же очень важно для связывания слов в рассказах ребёнка); 3) воспитание звуковой культуры речи (т.е. чёткость произношения слов, ребёнок, который плохо произносит звуки, как правило, замкнутый и необщительный, тогда о развитии связной речи можно забыть).
Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. (О.С. Ушакова).
По тому, как ребёнок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. Речевые проявления ребёнка начинают складываться на первом году жизни и составляют подготовительный этап формирования речи.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют средства развития связной речи.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. В диалоге собеседники всегда знают о чём речь и не нуждаются в развёртывании мысли и высказываний. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой, жестами и интонацией. В диалоге характерны разговорная речь, краткость, недоговорённость, обрывистость, простые и сложные предложения. В диалоге широко используются междометия и яркая интонационная выразительность. В разговоре важно хорошо формулировать и задавать вопросы и в соответствии с услышанным строить ответ, иногда дополняя и исправляя собеседника.
Монологическая речь – сложное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени, не рассчитаны на немедленную реакцию слушателей. Её характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев рассказывания. Монологическая речь требует внимания к построению предложений и к содержанию речи. Монолог требует подготовки, более длительного предварительного обдумывания высказывания, сосредоточения мысли на главном. В монологе используются неречевые средства (жесты, мимика, интонация), они помогают лучше воспринимать речь. Умение говорить эмоционально, живо, выразительно способствуют повышению интереса слушателей. В монологе используется литературная речь, завершённость, законченность, логичность построения высказывания.
Обе эти формы речи отличаются по мотивам: монологическую речь поддерживают внутренние мотивы (например, нужно пересказать рассказ, чтобы получить похвалу взрослого), а содержание и форму высказывания выбирает сам говорящий. Диалогическую речь побуждает не только внутренние мотивы, но и внешние (например, ситуации в которых происходит диалог).
Таким образом, необходимо развивать обе формы связной речи, чтобы ребёнок развивался, был общительным, уверенным в себе, успешным, умел отстаивать своё мнение, чтобы к нему тянулись люди. Хорошо развитая связная речь необходима также в дальнейшем обучении в школе. Ведь там дети много пересказывают и пишут сочинения, изложения, общаются со сверстниками.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.