В предыдущем посте мы выяснили важность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и рассмотрели способы и средства её развития у детей в возрасте до года. Но самый благоприятный период для развития мелкой моторики начинается после года.

Говоря о развитии мелкой моторики детей от года и старше, следует отметить, что с этого возраста развивается точность движений, поэтому применяются всевозможные шнуровки, вкладыши, рамочки, логические кубы, конструкторы. Очень важный момент в том, чтобы конструктор так же был из различных материалов.

С 1 года применяются игры с магнитной доской. Сейчас существуют даже магнитные мозаики для детей постарше. Для совсем маленьких используются просто различные фигурки на магнитах. Кроха может очень долго переставлять фигурки на магнитной доске – это очень увлекательное занятие.

Универсальная игрушка всех времён и народов – матрёшка. Она идеально подходит для развития точности движений. Пригодится она и в более старшем возрасте для усвоения понятий больше – меньше.

Идеальный вариант средства развития мелкой моторики – игры с песком. В этом возрасте дети просто ковыряются в песке, трогают его, пересыпают. Это очень полезное занятие. В дальнейшем, в более старшем возрасте, так же не исключена эффективность этого средства развития.

Ещё одна увлекательная игра для развития моторики – картинки на липучках. Их можно смастерить самостоятельно. Можно сделать целую мозаику из лоскутков разной фактуры. На фон пришиваем липучные ленты, сшиваем разные фигурки из ткани, к которым пришиваем другую половину липучки, и создаём картинку. Мало того, что ребёнку нравится сам процесс прилипания фигурок к фону, ещё и этот удивительный звук.

Игры с крупой, ещё одно средство развития мелкой моторики. Малыши проявляют необычайный интерес к сыпучим продуктам, поэтому игры такого рода будут как нельзя кстати. Крупу можно пересыпать, трогать руками, насыпать в предметы. Манку можно рассыпать на поднос и рисовать пальчиком узоры – это очень увлекательно. Ещё можно выкладывать на рассыпанной манке орнаменты из фасоли и гороха, но это уже в возрасте чуть старше. В дальнейшем можно делать целые картины или поделки из крупы и семян.

Примерно с двух лет для развития мелкой моторики можно применять пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Онибывают разной сложности, поэтому подойдут как для малышей 2-х лет, таки для старших дошкольников.

Рисование пальчиковыми красками – отличное занятие для развития детских ручек. Можно рисовать пальчиками, а можно и целой ладонью, на сколько хватит вашей фантазии. Мой ребёнок просто обожает это занятие.

Ещё мелкая моторика развивается с помощью пальчиковых театров. Пальчиковые куклы можно так же изготовить самостоятельно, можно и даже важно подключить и самого ребёнка к изготовлению кукол для театра. Кукол можно сшить, можно связать, склеить из бумаги, сделать папье-маше, а можно просто разрисовать детскую и свою руки и ставить спектакль.

Начиная с двухлетнего возраста замечательно использовать музыкальные инструменты. Например, детское пианино, металлофон, да и дудочки подойдут.

После трёх лет ставится задача: развитие координации движений, быстроты и совершенствование точности. В этом возрасте подойдут такие занятия как конструирование из конструктора, одевание кукол, причём в одежде кукол должны присутствовать все варианты застёжек, пазлы, мозаики и т.д.

Хорошим средством развития мелкой моторики являются дидактические игры. Например, разные варианты игры «Золушка», где нужно фасоль отделить от гороха или отделить белую фасоль от красной и т.д.

В старшем дошкольном возрасте доминирующую роль играет занятие творческой деятельностью. В первую очередь это конечно лепка, рисование и аппликация. Хорошо готовит руку к письму рисование по точкам и графические диктанты. Очень полезно заниматься рукоделием: шить куклам наряды, вышивать, пришивать пуговицы, вязать и т.д. Дети 6 – 7 лет уже способны это делать, и проявляют интерес к рукоделию, даже мальчики. Порукодельничайте вместе с ребёнком, оказывается это очень полезное занятие.

Желаю Вам творческих успехов!