Наиболее близкой к личности является именно микросреда, в которую входит и семейное окружение ребенка, и сверстники, и все те взрослые, которые с ним общаются. Ребенок активно взаимодействует с микросредой, черпает из нее свой социальный опыт, эмоционально переживает свои отношения с людьми, ее составляющими. Сюда входит ансамбль из двух основных подсистем: сначала подсистема «взрослый – ребенок», к которой «подстраивается» подсистема «ребенок – ребенок». В качестве «взрослых» сначала выступают родители, затем к ним подключаются педагоги.

Методику «Лестница отношений можно использовать как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Данная методика позволяет выявить отношение ребенка к педагогу, к родителям и к самому себе без использования вербальных выражений. Можно так же определить уровень самооценки, что немало важно при психологической готовности к школьному обучению.

 Процедура исследования:

  1. Каждому испытуемому предлагается бланк с нарисованной пятиступенчатой лестницей.
  2. Инструкция: Просят испытуемого поставить себя, родителей, учителя на любую ступеньку лестницы. На одной ступени могут находиться несколько человек, но один человек не может находиться на нескольких ступеньках.
стимульный материал к методике

Материал к методике «Лестница отношений»

Дошкольникам можно предложить игрушечную лесенку (которую можно соорудить даже из спичечных коробков) и три куколки для большей наглядности.

Интерпретация:

Чем выше на лестнице находиться человек, тем лучше к нему отношение. Оценка отношения к педагогу производиться по пятибалльной системе (от 5 до 1; от лучшего к худшему соответственно).