Наиболее близкой к личности является именно микросреда, в которую входит и семейное окружение ребенка, и сверстники, и все те взрослые, которые с ним общаются. Ребенок активно взаимодействует с микросредой, черпает из нее свой социальный опыт, эмоционально переживает свои отношения с людьми, ее составляющими. Сюда входит ансамбль из двух основных подсистем: сначала подсистема «взрослый – ребенок», к которой «подстраивается» подсистема «ребенок – ребенок». В качестве «взрослых» сначала выступают родители, затем к ним подключаются педагоги.
Методику «Лестница отношений можно использовать как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Данная методика позволяет выявить отношение ребенка к педагогу, к родителям и к самому себе без использования вербальных выражений. Можно так же определить уровень самооценки, что немало важно при психологической готовности к школьному обучению.
Процедура исследования:
- Каждому испытуемому предлагается бланк с нарисованной пятиступенчатой лестницей.
- Инструкция: Просят испытуемого поставить себя, родителей, учителя на любую ступеньку лестницы. На одной ступени могут находиться несколько человек, но один человек не может находиться на нескольких ступеньках.
Дошкольникам можно предложить игрушечную лесенку (которую можно соорудить даже из спичечных коробков) и три куколки для большей наглядности.
Интерпретация:
Чем выше на лестнице находиться человек, тем лучше к нему отношение. Оценка отношения к педагогу производиться по пятибалльной системе (от 5 до 1; от лучшего к худшему соответственно).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.