подобрать дидактическую игру | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

         Чтобы правильно подобрать дидактическую игру для ребёнка, необходимо учитывать как минимум три момента:

— возраст ребёнка (это, наверное, самое главное);

— индивидуальные особенности ребёнка;

— обучающие или воспитательные задачи, которые Вы хотите поставить перед ребёнком.

         Как учитывать возраст ребёнка, когда мы хотим подобрать дидактическую игру?..

В дидактические игры дети начинают играть практически с первого года жизни, правда даже взрослые это не всегда подозревают. Первые дидактические игры для детей были созданы народом и несли первоначально развлекательное значение. К таким играм относятся: «Ладушки», «Сорока – сорока», «Гули – гули» и т.д. Но, на самом деле эти игры несут в себе огромное развивающее значение и воспитательный потенциал. На первом году жизни у ребёнка складываются предпосылки к развитию речи, поэтому очень важно развивать фонематический слух ребёнка. Для этой цели и подходят различные народные дидактические игры, как правило, словесные, включающие в себя прибаутки, приговорки, потешки. Но, цель этих словесных игр пока ещё не расширение словарного запаса ребёнка, и тем более не развитие связной речи, а развитие фонематического слуха ребёнка, то есть, для того, чтобы ребёнок правильно говорил важно развивать умение правильно слышать звуки родного языка, чему и способствует данный вид словесных игр. Также эти игры способствуют эмоциональному развитию ребёнка. Кроме словесных игр с детьми до года применяются и игры с предметами, в частности с дидактическими игрушками. * Применение остальных видов дидактических игр в этом возрасте весьма затруднительно. Для детей до года самое главное в игре не процесс и тем более не результат, а общение со взрослым по поводу действия с предметами, то есть с Вами.

         Что касается детей раннего возраста (1 – 3 года), то для них также очень важно общение со взрослым. Но в этом возрасте, а точнее примерно с двух лет возможны и игры – инсценировки и сюжетно-дидактические игры, т.к. ребёнок уже способен взять на себя определённую роль и, если ему позволяет словарный запас, способен говорить. Популярны в этом возрасте становятся и настольно-печатные игры. Очень хорошо развивают мелкую моторику и мышление складные кубики или крупные пазлы. НО! Кубиков должно быть не более четырёх штук, а пазлы должны быть крупными и состоять из 2 или 4 элементов, не больше! Можно предложить детям этого возраста и «Лото», но тематика лото не должна уходить за пределы знаний ребёнка. Лучше всего, если это будет тематика предметов быта или одежда, или посуда. Играя в лото, дети до трёх лет не будут добиваться того, чтобы закрыть игровое поле. Задача здесь другая – научить ребёнка сопоставлять предметы, нарисованные на фишках соотносить с предметами, нарисованными на карточках и называть их. Таким образом, не только расширяется словарный запас ребёнка, но и развивается мышление и внимание малыша.

         Для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) почти совсем не важен результат, а больше привлекает процесс игры. Поэтому здесь тоже будут уместны игры с предметами и настольно-печатные игры. С детьми от трёх лет уже можно играть в такую игру как «Чудесный мешочек», где необходимо называть предметы словом или описывать их (речь ребёнка это уже позволяет). Детям в этом возрасте очень нравятся игры-инсценировки, которые очень близки к режиссёрской игре. Например, «Маша обедает» по одноимённому литературному произведению и т.д. Более сильный интерес проявляют дети данного возраста к настольно-печатным играм. Пока ещё материал в этих играх должен быть крупным и содержать в себе не много элементов. Хороши настольно-печатные игры на развитие цветового восприятия «Спрячь мышку», «Найди домик» и т.д. Можно уже познакомить детей с домино, но тематика игры должна отражать непосредственное окружение ребёнка (овощи, одежда, животные и т.д.), то есть те предметы и явления, которые ребёнок может наблюдать в жизни.

         Для среднего и старшего дошкольного возраста подойдут все виды дидактических игр. Для этих детей в игре главное достичь результата. Для детей от 4-х лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке и др. Особенно велика роль таких игр на границе к школьному возрасту, т.к. эти игры способствуют умственному развитию ребёнка, развивают координацию движений, становлению произвольности психических процессов. В этих играх воспитывается терпение, усидчивость, настойчивость, сообразительность. Сюжетно-дидактические и игры-инсценировки усложняются, больше применяется игр, основанных на литературных произведениях, например «Путешествие в страну сказок». Усложняется дидактический материал для настольно-печатных игр. В играх лото и домино расширяется тематика (геометрические фигуры, ягоды, растения и т.д.). В этом возрасте появляется новая игра – «Лабиринт» (со старшего дошкольного возраста). Эта игра содержит игровое поле, фишки и кубик. Дети, бросая кубик, передвигают свои фишки, путешествуя по игровому полю. Как правило, такие игры посвящены разным темам, например, «Золотой ключик», «Айболит», «Маша и медведь», «Смешарики» и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети обожают пазлы. Можно использовать наборы пазлов от 32 до 250 элементов, и дети справляются с задачей.

         А словесные игры для среднего и старшего дошкольного возраста становятся как никогда актуальны. С этого возраста дети просто обожают разгадывать загадки, а ещё больше придумывать их. В этом возрасте применяются игры «Времена года», «Кем быть?», «Когда это бывает?» «Перелётные птицы» и т.д. Когда я ещё работала в детском саду, любимой словесной игрой моих детей была «Кузовок», в ней необходимо называть предметы, названия которых заканчивается на <ок>. Правда, ведь интересно?! Поиграйте со своим ребёнком! А как много старых забытых словесных игр: «Города», «Съедобное – несъедобное», «Ласковые имена», «Бывает – не бывает» и т.д. Все они развивают, обучают и воспитывают наших детей непринуждённо.

В жизни я сталкивалась с таким явлением, что на играх указывается ограничение по возрасту, то есть пишется для какого возраста предназначена та или иная игра, и почти на всех дидактических играх стоит знак 3+. Я убедилась, что это не всегда так, и начала подбирать дидактические игры для своего ребёнка, учитывая то, что он может, на что способен и что ему будет интересно. Поэтому немало важно учитывать индивидуальные особенности вашего ребёнка. Для активных детей больше подойдут словесные игры с движениями, например, «Летает – не летает», «Узнай по голосу» и т.д. Также для активных детей подходят сюжетно-дидактические игры, где ребёнок принимает на себя довольно активную роль, выполняя динамичные действия. И ещё игры-инсценировки, где тоже много движений, например, «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Настольно-печатные игры для таких детей подойдут в основном как воспитательные, воспитывая усидчивость, терпение, развивая внимание и т.д.

Для менее активных детей, которые предпочитают тихие и спокойные игры следует подобрать дидактические игры, которые называются настольно-печатные. А вот словесные и игры с предметами помимо обучающей задачи будут нести в себе воспитательную нагрузку. Чтобы развивать инициативу у ребёнка, активные действия, стремление доводить начатое дело до конца, необходимо назначать неактивного ребёнка на главные роли в сюжетно-дидактических играх, давать больше поручений в играх-инсценировках и т.д.

Но не забывайте, что дидактические игры – это самостоятельные игры детей, а Вы лишь создаёте необходимые условия для игр и принимаете наблюдательную позицию, хотя и можете быть её активным участником.

Дидактическая игра относительно самостоятельная игра ребёнка, но как правильно познакомить ребёнка с правилами, как научить ребёнка играть, чтобы в дальнейшем он играл самостоятельно?

Вот некоторые правила организации дидактической игры:

·                   Познакомить ребёнка с игровым материалом (рассмотреть игровой материал, дать ребёнку его потрогать, разложить и т.д.

·                   Рассказать правила игры, пояснить чего можно делать в игре, а чего нельзя, как будет наказываться нарушение правил.

·                   Ни в коем случае не следует вести прямого обучения в игре.

·                   Одобряйте самостоятельные игровые действия ребёнка.

·                   Первые 2 – 3 раза поиграйте с ребёнком сами, чтобы он запомнил алгоритм действий.