Безусловно, патриотическое воспитание ребёнка в раннем детстве очень важный аспект.В этом возрасте оказывается влияние преимущественно на эмоциональную сферу ребёнка, так как результатом длительной воспитательной работы по патриотическому воспитанию является патриотизм, как социальное и многогранное чувство. У старших дошкольников эмоциональная сфера богаче, чувства и эмоции доминируют над психическими процессами и выступают движущей силой поведения. Эмоции дошкольника приобретают достаточно устойчивый и глубокий характер. Соответственно, содержание патриотического воспитания усложняется и углубляется.

Патриотизм – это нравственное качество личности. Как и любое другое нравственное качество, чувство патриотизма состоит из трёх основных компонентов: Содержательного, эмоционально-побудительного и деятельностного.Схема Содержание патриотизма

 

Содержательный компонент патриотизма включает в себя тот круг знаний, который доступен ребёнку в его возрасте. В старшем дошкольном возрасте границы этих знаний расширяются за пределы непосредственного восприятия ребёнка. Малыш должен получить информацию о родном городе, о столице родной страны, о стране в целом, о символике страны и т. д. вплоть до целой планеты Земля и галактике.

Эмоционально-побудительный компонент включает в себя формирование положительных отношений к полученным знаниям. Эти чувства и эмоции будут выступать мотивом поведения ребёнка. У малыша должны сформироваться правильные убеждения, что необходимо поступать так, а не иначе. Так же сюда можно отнести сложившийся познавательный интерес к родному краю, к его истории.

В деятельностный компонент входит реализация прочувствованных и осознанных знаний в деятельности. Здесь по поведению ребёнка видно о его убеждениях.

Все задачи по воспитанию патриотизма старших дошкольников будут направлены на формирование всех этих компонентов.

В первую очередь необходимо продолжать работу по воспитанию уважения и привязанности к семье и дому, а так же к детскому саду, улице. Границы этой задачи расширяются, т.к. в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен познакомиться с родным городом, столицей родной страны, со страной, символикой страны и её значением, географическим положением на карте, и с планетой и галактикой в целом. Это самая обширная задача. Говоря оуглублении этой задачи, старший дошкольник обязательно должен знать свой адрес и улицы в ближайшем окружении. Эта задача решается благодаря организации экскурсий по улицам города, по другим городам страны. Для знакомства ребёнка с планетой (к 7 годам) используют карты мира и глобус. Очень хорошо с этой целью использовать макеты планет, планетарной системы, Солнечной системы и т.д. В основном решение этой задачи и составляет содержательный компонент.Решение этой задачи в условиях семейного воспитания происходит благодаря организации семейного досуга. Хорошо было бы, чтобы родители организовывали прогулки по родному городу, гуляли бы по собственному району, делали бы наблюдения. Иногда полезно выезжать за город или в другой город, ведь в каждом городе есть что посмотреть. Никто не отменял и чтение книг, рассматривание картинок в детских энциклопедиях. Конечно, лучше, чтобы информация поступала бы в игровой форме или в виде открытий, совершенных самим ребёнком.В детском саду эта задача решается на специальных занятиях по окружающему миру, через знакомство с детской литературой, через организацию деятельности в патриотическом уголке группы (такой должен быть в любой группе), и так же через экскурсии.

Во-вторых, продолжается работа по формированию уважительного отношения ребёнка к труду людей. В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с народными промыслами. Эта задача решается через наблюдения за трудом взрослых, беседы о профессиях, сюжетно-ролевые игры, чтение детской художественной литературы, организацию творческой деятельности. В нашем городе есть «Дом мастеров», в котором регулярно проводятся мастер-классы по народным промыслам. Можно отвести ребёнка туда в выходной день. Дошкольное учреждение может организовать экскурсию в такой «Дом мастеров» (может быть в других городах есть похожее учреждение и называется по-другому).Существуют так же музеи кукол, в которых тоже очень интересно познакомиться с историей игрушек и попробовать свои силы в их изготовлении. Во многих городах часто устраивают мастер-классы в системе дополнительного образования, организуют ярмарки и выставки работ народных умельцев. В дошкольном учреждении детей на занятиях по окружающему миру знакомят с народными промыслами. А на занятиях по художественной деятельности ребята сами становятся народными умельцами и расписывают посуду известными народными росписями (Хохлома, Городец, Жестово, Гжель и т.д.) или лепят народные игрушки (Хлудневскую, Дымковскую, Филимоновскую и т.д.). На музыке они знакомятся с народной музыкой, песнями и танцами.

Ещё одна задача патриотического воспитания старших дошкольников – воспитание интереса к народным традициям и обычаям. Она  дополняет предыдущую задачу. Формируется этот интерес через участие в народных праздниках, знакомство с историей своего народа, рассказывание и сочинение сказок.

В-четвёртых, в старшем дошкольном возрасте в доступной форме преподносятся знания о правах и обязанностях человека. Лучше это делать через детскую литературу и сюжетно-ролевые игры. Вообще, сюжетно-ролевая игра для дошкольников – это универсальное средство воспитания. В ней дети проявляют себя в жизненных ситуациях, можно даже сказать, что они упражняются в общественном поведении. И конечно, эта задача решается в дошкольном учреждении через занятия.

В-пятых, в старшем дошкольном возрасте продолжается и углубляется работа по воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения своей страны. Ведущим средством воспитания будет собственный пример поведения. Ни в коем случае в присутствии ребёнка нельзя ругать и критиковать свою страну (если очень хочется, то делать это нужно в его отсутствии).

В-шестых, со старшими дошкольниками в рамках воспитания патриотизма осуществляется интернациональное воспитание. Стоит делать акцент для ребёнка на то, что наша страна очень большая и в ней проживает множество других народов. Обязательно следует познакомить ребёнка с культурой других народов, и воспитывать уважение к этой другой культуре. Решается эта задача через беседы, рассматривание иллюстраций и открыток, чтение сказок разных народов мира. Можно устроить показ мод национальных костюмов разных стран или организовать вечер развлечений о народных обычаях с играми разных народов и т.д.