патриотическое воспитание

В современное время вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения становится достаточно острым. Многих современных людей захватывает необычайно сильное чувство гордости за нашу страну. И воспитывать эти насыщенные чувства необходимо практически с пелёнок. Конечно, не забывая учитывать возрастные особенности ребёнка. Патриотическое воспитание детей осуществляется по педагогическому принципу «от близкого к далёкому».

Патриотизм – это личностное качество, которое выражается в искреннем чувстве любви к Родине, гордости за свою страну, радости за достижения людей, живущих в этой стране, в стремлении сделать её могущественнее.

Говоря о воспитании патриотизма у ребёнка, важно подчеркнуть то, что у малыша должны формироваться определённые чувства (любви, гордости, радости и т.д.). Человек не может испытывать чувство к объекту, о котором ничего не знает. Поэтому самой главной целью нравственного воспитания будет являться формирование у ребёнка знаний о родной стране. Естественно, эти знания формируются постепенно и планомерно. Патриотическое воспитание детей раннего возраста представляет собой создание базы знаний малыша о близких ему вещах, о том, что его непосредственно окружает (семья и детский сад)и, в последствие формирование положительных чувств к объектам, о которых эти знания были получены. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста отличается своим охватом. Детей знакомят с улицей, с родным городом, со страной, с символикой страны, с планетой в целом. Поэтому воспитание патриотизма детей младшего возраста следует рассматривать отдельно от старшего возраста. Патриотическое воспитание тесно переплетается с экологическим воспитанием. Формирование бережного и заботливого отношения к родной природе – обязательное условие воспитания патриотизма у детей.

Однако можно определить общие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • Приобщение ребёнка к традициям и обычаям своего народа. Конечно, сначала речь идёт о семейных традициях, постепенно расширяя границы через художественную литературу (в частности сказки и былины), народные праздники, рассматривание картин, посещение музеев, выставок и т.д.
  • Научить ребёнка восхищаться своей природой и по возможности охранять её. Это возможно через прогулки по паркам, скверам, лесам и т.д. Очень хорошим средством может быть туризм. Естественно, просто необходим личный пример. Очень важно обращать внимание на красоту русской природы, на сезонные изменения. Ещё хорошо бы, при возможности завести питомца и ухаживать за ним. Это будет полезно и для воспитания ответственности у ребёнка.
  • Познакомить ребёнка с достижениями родной страны в различных областях, воспитывая чувство гордости за неё. Здесь на помощь придут детские рассказы, рассматривание картинок, беседы.
  • Воспитывать интернациональное чувство. При решении этой задачи большую роль будут играть такие средства воспитания, как беседы, личный пример, чтение рассказов и сказок народов мира. Очень хорошо познакомить ребёнка с глобусом и картой мира, рассказывая в доступной форме о разных народах, и очень важно подчеркнуть многообразие национальностей в нашей стране.
  • Знакомить ребёнка с символикой страны. В доступной форме продемонстрировать герб России, флаг, возможно, найти информацию о том, что символизируют цвета флага и изображения на гербе. Нужно продемонстрировать герб родного города и столицы России, для сравнения и других городов, возможно, в которых вы бывали. И, конечно, не забыть про гимн страны, дать послушать ребёнку и подчеркнуть могущественность музыки. Рассказать, в каких случаях звучит гимн.
  • Воспитывать любовь к Родине через постепенное блочное содержание:
  • Формировать уважение и любовь к собственному дому, семье, её традициям;
  • Расширять знания детей о детском саде;
  • Создать представление об улице, на которой живёт ребёнок, о микрорайоне в целом;
  • Расширять знания о родном городе;
  • Формировать интерес к родной стране, расширять знания о ней;
  • Выработать представление ребёнка о планете Земля, познакомить с понятиями «галактика», «Солнечная система», «Вселенная»;
  • В основе патриотического воспитания ребёнка лежит чувственно-практический метод. Говоря другими словами, взрослый должен воздействовать в первую очередь на чувства ребёнка, вызывать у него сильные эмоции;

Чтобы сформировать патриотические чувства дошкольника нужно:

  • Формировать у ребёнка знания и представления о родной стране;
  • Формировать мотивы поведения;
  • Воспитывать патриотические чувства и отношения;
  • Формировать навыки и привычки поведения;
  • Формировать правильные поступки и поведение ребёнка.