Обучение ребёнка пересказу | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Как уже говорилось ранее, развитие связной речи просто необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Одним из типов монологической речи является пересказ. Обучение ребёнка пересказу очень важная задача развития речи. Пересказу детей начинают обучать уже с младшего дошкольного возраста (с 2,5 – 3 лет). Это очень важно для дальнейшего обучения в школе, т.к. в школе очень большой объём информации, который дети усваивают благодаря пересказыванию. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение, прослушанного рассказа или другого художественного произведения.

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного художественного текста прочитанного или услышанного.

Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что Вы даже не представляете себе, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.

Обучение ребёнка пересказу очень важно для развития ребёнка, т.к. именно в этой деятельности ребёнок приобщается к подлинной художественной речи, запоминает эмоциональные образные слова и словосочетания. Можно сказать, что ребёнок приобщается к культуре речи, учится владеть родным языком. Высокая ценность художественных произведений учить ребёнка последовательно строить рассказ, т.е. развивает его речевые умения. При пересказе решается ещё одна задача речевого развития – ребёнок учится грамматически правильной и точной речи. Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Во время обучения пересказу происходит эстетическое воспитание ребёнка, т.к. он запоминает образные слова и выражения, а затем использует их в своей речи.

Выделяются виды пересказов:

1.     Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

2.     Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду или школе. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3.     Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»

4.     Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

5.     Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований:

·        Произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию (ребёнок должен понимать смысл произведения, которое ему предстоит пересказывать — для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы).

·        Произведение должно быть высокохудожественным (т.е. должно учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности).

·        Язык произведения должен быть доступен ребёнку (т.е. произведение должно содержать в себе короткие чёткие фразы, обилие образных выражений и прямой речи).

·        В произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером.

·        Произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.

Если придерживаться всему этому, то ребёнок без труда справится с пересказом предложенного ему произведения. Но к пересказам ребёнка так же предъявляется ряд требований, которые нельзя игнорировать и которые необходимо учитывать при обучении ребёнка пересказу.

·        Осмысленность, т.е. ребёнок должен понимать, о чём произведение, а не просто повторять услышанные словосочетания. К этому легко прийти, задавая ребёнку вопросы по содержанию.

·        Полнота передачи произведения, т.е. ребёнок должен как можно ближе к тексту пересказывать услышанное содержание и постараться не упустить из вида даже малейшие детали.

·        Последовательность. К сожалению, у современных детей хромает именно этот пункт. Если они пересказывают текст, то «прыгают» от одного к другому, а в результате теряется смысл произведения.

·        Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена слов синонимами. Говоря просто, ребенок должен придерживаться авторского стиля и не отступать от него.

·        Правильный ритм, отсутствие длительных пауз, т.е. ребёнок должен говорить в умеренном ритме, не спешить, проглатывая слова, или наоборот, не говорить слишком медленно, останавливаясь и задумываясь.

·        Придерживаться культуры устного рассказа: правильная, спокойная поза (многие дети начинают крутить на себе одежду, ковырять в носу и т.д., а взрослые при этом делают вид, что этого не замечают – «рассказывает и ладно!» — этого делать нельзя! Нужно делать ребёнку корректные замечания), обращение к слушателям, интонационная выразительность, грамотность, отчётливость произношения.

Итак, выбирайте подходящее литературное произведение, соответствующее требованиям и… дерзайте – упражняйте своего ребёнка в пересказе текстов, больше читайте произведения подходящие по возрасту, тогда Ваш ребёнок будет грамотно говорить и с ним будет очень приятно общаться.