В современном мире достаточно актуальной стала проблема нарушения речи у детей, а именно проблема неверного произношения звуков. Они могут быть вызваны различными причинами, и в большинстве случаев поддаются исправлению и коррекции. Если вовремя не обратить внимание на развитие речи ребёнка, то без помощи специалиста не обойтись. При серьёзных нарушениях речи поможет только детский логопед. Если же уделять вопросу детского речевого развития должное внимание, то можно самостоятельно организовывать занятия с ребёнком на правильное произношение звуков, и чем раньше вы начнёте такие занятия, тем быстрее ваш малыш освоит звуки. Вообще в детском саду проводятся специальные занятия на звукопроизношение примерно 1 – 2 раза в месяц, но никогда не будет лишним позаниматься с ребёнком дополнительно, кроме того, звуки ребёнок учится произносить ещё до детского сада и здесь важно не упустить момент.

Обучение правильному произношению звуков осуществляется не стихийно, а постепенно, и это значит можно выделить несколько этапов овладения звуками, и на каждом из этих этапов необходимо уделять внимание определённым нюансам в зависимости от возраста ребёнка и особенностей усвоения звуковой стороны речи крохой.

Первый этап – очень значимый и называется подготовительный. Он предполагает подготовку детского речевого аппарата к овладению звуками речи. Здесь необходимо систематически упражнять артикуляционные органы, проводить упражнения, нацеленные на тренировку мышц языка, челюстей, щёк, на подвижность губ, и т.д. Так же важно развивать правильное дыхание и речевое восприятие. На этом этапе первыми осваиваются гласные звуки, а затем — лёгкие для произношения согласные.

Для обучения используются разнообразные упражнения:

— упражнения на подвижность артикуляционного аппарата – игры на подражание звуков такие как «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?», подражание гула ветра, шуму дождя, рокоту моря и т.д.

— упражнения на развитие правильного речевого дыхания: например, сдувание снежинок, пёрышек, поддувание лодочек, султанчиков, надувание шариков и т.д. Можно самостоятельно изготовить атрибуты для этих игр. От простых упражнений переходят к более сложным: подуть на плавающие в воде предметы, подуть на воду до образования брызг, побулькать в стаканчике через соломинку, надуть большой мыльный пузырь. Во время данных упражнений ребёнок учится правильно дышать: совершать короткий быстрый вдох и делать продолжительный мощный плавный выдох. Во время этих упражнений не допускайте, чтобы ребёнок напрягался и утомлялся. Упражнения проводятся в сидячем положении не больше полутора минут.

— упражнения на развитие речевого слуха – можно использовать игры «Узнай по голосу», «Эхо», «Сломанный телефон» и т.д.

Не стоит забывать о личном примере. У ребёнка должен быть чёткий образец образования звуков поэтому, когда вы занимаетесь с малышом, чётко показывайте ему свою артикуляцию. Разучивайте чистоговорки и загадки, а так же можно показать некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики.

Второй этап – этап постановки звуков. На этом этапе устанавливаются связи

между тем, что ребёнок слышит и воспринимает, тем, что самостоятельно произносит и тем, как он зрительно воспринимает артикуляцию звука. Здесь необходимо использовать упражнения, основанные на подражании звуков, сказки со звукоподражанием, детские стихи. Так же на этой стадии ребёнок осваивает трудные согласные звуки, например – шипящие и свистящие. Очень важно объяснить ребёнку как произносится нужный звук и показать образец его произношения во время упражнений.

Третий этап – на котором происходит закрепление и автоматизация звуков. Маленькие дети часто путают шипящие и свистящие звуки. Поэтому, сначала отдельно усваиваются свистящие звуки, потом отдельно шипящие, этот эффект добивается с помощью произнесения чистоговорок и стишков. И только после того, как ребёнок научился произносить эти звуки по отдельности можно соединять эти звуки с другими звуками в разных частях слова (вначале, в середине и в конце). Здесь, помимо чистоговорок хорошо использовать речевые дидактические игры в «Слова», «С чего начинается», «Звуковые прятки» и обязательно детскую речь нужно держать под контролем, делайте замечания, поправляйте, добивайтесь того, чтобы ребёнок повторял звуки правильно.

Четвёртый этап – это этап отделения (дифференциации) смешиваемых звуков, например шипящих и свистящих. Этот этап берёт своё начало только тогда, когда оба смешиваемых звука произносятся ребёнком правильно, без затруднений. Хорошим способом обучения на этом этапе является сопоставление двух звуков, например, звука [с] и звука [ш]. По-прежнему большое значение уделяйте правильной артикуляции, её показу и объяснению ребёнку. Ещё один действенный приём на этой стадии – произношение чистоговорок, скороговорок, потешек с разной силой голоса. И, конечно же, не следует забывать о связной речи. Обязательно используйте чтение рассказов и пересказ произведений с детьми.

Обязательно также используется наглядный игровой материал, упражнения с чередованием смешиваемых звуков, например, сушка — шишка, Саша – Шура, усы – уши, и т.д.