Для определения самооценки у ребёнка и степени его отношения к окружающим, например к воспитателю, к сверстникам, к родителям используется тестовая методика «Цветовой тест отношений».

Настоящие методические рекомендации составлены в Лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева профессором Е.Ф. Бажиным и младшим научным сотрудником А.М. Эткиндом.

Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека.

Методической основой метода является цвето-ассоциациативный эксперимент, который базируется на предположении, что существенные характеристики невербальных компонентов отношения к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним.

Цветовая сенсорика очень тесно связана с эмоциональной жизнью личности, эта связь подтверждается во многих исследованиях. Используется в ряде психодиагностических методах.

Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

  1. Каждому испытуемому выдается 8 цветных карточек (8 цветов – красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, коричневый, черный, серый.).карточки для теста

  1. Интерпретация.
    Инструкция: Испытуемого просят посмотреть на в беспорядке разложенные цветные карточки (лежат на белой бумаге) и просят подобрать к каждому из людей (себе, учителю, родителям) цвета, и выполнить ассоциативную процедуру — какого цвета характер.
  2. Инструкция: После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке с самого красивого приятного для глаза до самого неприятного.

Если с некоторым лицо ассоциируются цвета, занимающие первое место в раскладе предпочтений, значит, к данному лицу или понятию испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его и наоборот, если с лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие последние мета в распорядке по предпочтению, то испытуемый относится к ним негативно, эмоционально их отвергая.