ТЕМА:Творческое рассказывание сказки «Зверята и зеркало».

        Занятие, представленное Вашему вниманию, можно проводить как открытое занятие. В нем содержится много разных находок: начиная с того, что дети учатся составлять описательные рассказы по игрушкам, заканчивая тем, что благодаря единой сюжетной линии, эти три рассказа объединяются в одну сказку. А дети, как известно, очень любят придумывать и сочинять. Ещё, хочется обратить внимание на то, что в конспекте фигурирует такой персонаж, как Старик Годовик. Этот персонаж использовался на большинстве занятий по развитию речи и на занятиях познавательной направленности начиная со средней группы, выглядеть он может по-разному, всё зависит от Вашего воображения и воображения Ваших детей.

Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж». Учить детей слышать их в словах, различать, интонационно выделять при произношении, называть слова с заданным звуком. Формировать представление о слове как единице языка: слово звучит, есть длинные и короткие по звучанию слова. Учит умению произносить чистоговорку в разном темпе с разной силой голоса; самостоятельно составлять короткие загадки – описания; принимать участие в сочинении. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, культуру речевого общения, чувство коллективизма.

Оборудование, необходимое для занятия:кузовок с игрушками: мишка в шапке, ёжик, заяц, зеркало, конверт с картинками.

Словарная работа: кузовок, игрушки, заяц, медвежонок, ежик, зеркало.

Предварительная работа: составление описательных рассказов по каждой из игрушек; рассказывание русских народных сказок о животных.

Ход занятия:

I часть.

         Воспитатель: — Ребята, посмотрите, Старик Годовик прислал нам кузовок с игрушками, но игрушки заколдованные, и сними нельзя играть, пока мы не расколдуем кузовок. Давайте с вами попробуем расколдовать кузовок с игрушками? (дети отвечают).

         Воспитатель: — Чтобы расколдовать кузовок Старик Годовик прислал нам задание (воспитатель достаёт конверт с картинками). Здесь много картинок, но они перепутались, и чтобы расколдовать кузовок нужно выстроить картинки  в правильной последовательности и составить предложения. Например, из картинок заяц, морковка, грядка, можно составить: заяц нашёл морковку на грядке и т.д. (Дети составляют предложения с помощью картинок).

II часть.

        наглядное пособие для занятия Воспитатель: — Сейчас мы посмотрим, расколдовался кузовок или нет (достаёт из кузовка медвежонка). Кто это? (Медвежонок). А что у него на голове? (шапочка). Какой же звук спрятался в словах: «Миш-ш-шутка», «ш-ш-шапочка» (дети отвечают). Произнесите слово «мишутка» так, чтобы слышался звук «ш» (дети произносят).

         наглядное пособие для занятияВоспитатель: — А это кто? (Достаёт из кузовка ежа) — (ёжик). Какой же звук спрятался в слове «ёж-ж-жик»? (дети отвечают). В каких ещё словах есть звук «ж»? (жёлудь, жук, жужжит, бежит, лежит – если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает).

         Воспитатель: — Как вы думаете, слово «ёж» короткое или длинное? (ответы детей). Правильно, короткое. А слово «мишутка»? Правильно, длинное. Хотите ещё измерить слова? Возьмём слово «жук», какое оно? (дети отвечают). А вот слово более длинное «жужжащий».

         Воспитатель: — Сейчас я загадаю вам загадку – описание про игрушку, а вы отгадайте её: живой колобок – колючий бок (ёжик).

Кто из вас знает чистоговорку про ежа?

«Ёжик, ёжик, чудачок –

Сшил колючий пиджачок».

(чистоговорка произносится в разном темпе, с разной силой голоса).

         Воспитатель: — А теперь, вы загадайте загадки – описания (вызывается 3 – 4 желающих ребёнка).

         Воспитатель: — А теперь, чтобы немного отдохнуть, давайте поиграем в игру «Мягкий – колючий». Давайте встанем в круг, я буду называть предметы, если этот предмет мягкий – вы приседаете, а если этот предмет колючий – вы встаёте на носочки и поднимаете руки вверх. Будьте внимательны, думайте сами, а я буду пытаться вас запутать!

 — Раз, два, три, четыре, пять –

 Начинаем мы играть!

(Подушка, кошка, ёж, медвежонок, перина, кактус, ёлка, вата, кровать, иголки, пуховик, роза, заяц, шиповник).

        наглядное пособие для занятия Воспитатель: — Теперь, сядьте на стульчики и давайте для Старика Годовика сочим сказку с этими игрушками: заяц, медвежонок, ёжик и зеркало. Я начну, а вы продолжите. Как у нас все сказки начинаются? (дети отвечают).

         Так вот: Жили-были трое друзей: зайчик, мишутка и ёжик. Однажды они гуляли по лесу, шли по лесной тропинке, вдруг видят – на земле какой-то предмет лежит. Кто из вас продолжит историю дальше? (воспитатель вызывает желающих, если дети затрудняются, воспитатель им помогает, разыгрывая кукольный спектакль на столе).

         — Заглянул в зеркало … ёжик. И спрашивает: «Кто это такой … колючий?».

         — Дай посмотреть! – говорит … зайка. – Нет, он вовсе не колючий. Он … пушистый, серенький. У него … длинные уши и короткий хвостик.

         — Дай посмотреть! – сказал Мишутка и заглянул в зеркало. – Нет у него … никаких длинных ушей! У него ушки … маленькие, а на голове … шапочка.

         Стали звери осматривать зеркало и увидели в нём … себя и всех своих друзей. Тогда и догадались – это их … отражение.

         А как мы назовём свою сказку? (дети предлагают свои варианты).

III часть.

         Воспитатель: — Вы все такие молодцы, очень интересную сказку сочинили, и Старику Годовику понравилась, и в благодарность он прислал вам подарки.