В последнее время в детском саду уделяется всё больше внимания правовому воспитанию детей. Как минимум два раз в год администрация устраивает неделю правового просвещения, в рамках которой нужно провести занятия, беседы, игры по правовому воспитанию, как с детьми, так и с их родителями. Порой бывает очень сложно объяснить детям дошкольного возраста об их правах и обязанностях, а ещё сложнее рассказать о тех правовых документах, в которых всё это изложено. Рассмотреть правовые аспекты позволяет поведение сказочных персонажей. Хочется поделиться конспектом НОД по правовому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Проведение НОД предполагается в форме занятия-игры  по речевому развитию.

Тема: «Права сказочных героев»

Цель: формирование элементарных представлений о «Конвенции о правах ребенка» как правовом документе.

Задачи:

— формировать у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН «О правах ребенка», познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок; чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;

— развивать интеллектуальные и личностные  качества детей —  уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;

-воспитывать чувство уважения к другим людям

Предварительная работа: чтение сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Снегурочка»; инсценировка по сказкам «Заюшкина избушка» и «Маша и Медведь»; подготовка необходимого дидактического материала -иллюстраций к сказкам.

Оборудование: атрибуты к игре «Три поросенка», «Шляпа знакомств», проектор, дидактическая игра «Назови правильно права ребенка», магнитная доска

Ход.

1 организационно-мотивационная часть

Воспитатель читает стихотворение:

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

 

Воспитатель: —  Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

— А сейчас предлагаю посмотреть новости на нашем детском канале.

На экране появляются дети – ведущие:

— Здравствуйте, наши уважаемые телезрители! В эфире блок новостей! Передаём экстренную новость: в детских сказках были нарушены права всех героев, в связи с этим: зайка плачет, Золушка на бал не поедет, Буратино в школу не пойдёт, а поросятам придётся зимовать на улице. Объявляется конкурс на лучшего правозащитника, который поможет разобраться во всех этих неприятностях!

Воспитатель: Ребята, хотите принять участие в этом конкурсе?

Дети: да!

Воспитатель: Тогда нам необходимо пройти отборочный тур и отправиться в путешествие по сказкам. Как вы думаете, как же нам попасть в сказки?

Дети: нужно отгадать загадки, выполнить задание, сказать волшебные слова.

На экране появляется слайд с изображением Конвенции о правах ребёнка.

Воспитатель: — Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (- Конвенция о правах ребенка)

Звучит песня «мы на свет родились, чтобы радостно жить»

На экране появляется слайд: свидетельство о рождении

Воспитатель: А это, что за документ? (Свидетельство о рождении)

Это первый документ каждого человека, который выдается при рождении ребенка

Воспитатель: О каком праве он напоминает? (О праве на имя)

— Молодцы, ребята! Вы правильно определили документы, поэтому нам открывается дорога на страницы сказок!

2 основная часть

Звучит музыка “В гостях у сказки”

На экране появляется слайд из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» — папа Карло делает из палена Буратино

Воспитатель читает:

.. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…”

 Ребята, что это за сказка? (Приключения Буратино)

-о каком праве вы можете здесь говорить? (Право на имя)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Воспитатель: Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)

Предлагаю поиграть в игру «Шляпа знакомств»

Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны назвать свое имя и так как вас называют дома ваши родные.

Дети становятся в круг по очереди называют свои имена, примеряя шляпу.

Воспитатель: Итак, с каким правом мы столкнулись в первой сказке? Что мы запишем в бланк с заявкой? (Право на имя).

На экране появляется слайд к сказкам: Ш.Перро «Красная Шапочка» и сказка «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: -вы узнали эти сказки? (Это сказка «Красная шапочка» и  «Волк и семеро козлят»)

что произошло с этими героями? (Волк съел козлят, бабушку и Красную Шапочку)

Права каких героев нарушены и кем? (Права нарушены волком. Он нарушил права Красной Шапочки, бабушки и козлят)

-а какое право нарушил волк? (Право на жизнь)

-мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

— Итак, Ваня, размести нужную табличку в бланке.

Ребёнок размещает табличку «Право на жизнь» в бланке с отборочным испытанием.

На экране появляется слайд к сказке «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Ребята, вы узнали эту сказку? (Заюшкина избушка)

Почему плачет зайка? (Лиса выгнала зайца из домика)

Какое же право было нарушено? (Право на жилье)

Пусть у каждого ребенка будет светлый, теплый дом! Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды!

Воспитатель: — Галя, размести правильный ответ в бланке.

Внимание мы продолжаем:

Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.

— Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь?

(Три поросенка)

Подвижная игра: «Три поросенка»

На экране появляется слайд из сказки У.Диснея «три поросенка»

Предлагаю поиграть в игру «Три поросенка»

Нам надо выбрать волка

По считалке выбирают волка

Под музыку дети проговаривают слова:

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Вдруг выходит волк- он зубами щелк

Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

Воспитатель: — Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк?  (Право на неприкосновенность жилища)

— Света, размести правильный ответ на бланке.

 Воспитатель зачитывает отрывок из сказки.

Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

Воспитатель: — Вы узнали, что это за сказка? (Снегурочка)

Какое настроение у героев сказки? (Доброе, радостное)

Почему? (У Снегурочки появилась семья)

О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Право иметь семью)

Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Одевают, любят, кормят, жалеют, защищают)

Воспитатель: У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? (Нет)

А почему? (Никто не будет любить ребенка, так как родители)

— Олег, выбери нужный ответ.

— А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится

Выручит его сестрица.

— О какой сказке идет речь в загадке? («Гуси лебеди»)

Какое право было нарушено у детей в этой сказке? (Право не разлучаться со своими родителями)

— Поместите правильный ответ на нашем бланке.

Пальчиковая гимнастика «семья»

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

Воспитатель: На каком языке мы рассказали это стихотворение? (На русском)

Воспитатель: Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. (Русский язык)

На экране появляется слайд  «народы страны»

Воспитатель: Значит,  мы ребята можем сказать еще об одном праве — праве общаться на своем родном языке.

Разместите ответ на бланке.

Воспитатель: Смотрите, к нам снова спешат сказочные герои

На экране появляется слайд к сказке «Маша и Медведь»

Что это за сказка? (Сказка «Маша и Медведь»)

Что в этой сказке делает медведь по отношению к Маше? (Не отпускает ее домой, заставляет работать)

Какие права нарушает медведь? (Право на свободу)

— Люда, выбери нужный ответ и размести его на бланке.

Воспитатель: Сейчас внимание: А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте послушаем  и узнаем, о каком праве говорится в этой сказке? На экране отрывок из мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино», эпизод, в котором Мальвина учит Буратино.

Воспитатель: – Ребята скажите, какое право нам продемонстрировал отрывок из этой сказки? (Право на образование)

Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы. Кто разместит следующий ответ на бланке?

Но у нас впереди с вами ещё одна сказка. Давайте её посмотрим.

На экране слайд из сказки К.Чуковского  «Айболит»

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
Маша, Петя и Серёжка,
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит!

Узнали сказку? (Айболит)

Воспитатель: О каком праве говорит эта сказка? (О праве на бесплатную медицинскую помощь)

Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

Заполните последний ответ в бланке.

Ребята, а ведь кроме прав мы имеем обязанности, какие? (Слушаться родителей, помогать родителям, не драться, не ругаться и др.)

3 заключительная часть

Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте же, проверим бланк с нашими ответами.

Появляется слайд – «Я имею право …»

Дети перечисляют все права.

Воспитатель: А теперь пойдём заполнять заявку на участие в конкурсе.