В последнее время в детском саду уделяется всё больше внимания правовому воспитанию детей. Как минимум два раз в год администрация устраивает неделю правового просвещения, в рамках которой нужно провести занятия, беседы, игры по правовому воспитанию, как с детьми, так и с их родителями. Порой бывает очень сложно объяснить детям дошкольного возраста об их правах и обязанностях, а ещё сложнее рассказать о тех правовых документах, в которых всё это изложено. Рассмотреть правовые аспекты позволяет поведение сказочных персонажей. Хочется поделиться конспектом НОД по правовому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Проведение НОД предполагается в форме занятия-игры по речевому развитию.
Тема: «Права сказочных героев»
Цель: формирование элементарных представлений о «Конвенции о правах ребенка» как правовом документе.
Задачи:
— формировать у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН «О правах ребенка», познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок; чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
— развивать интеллектуальные и личностные качества детей — уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
-воспитывать чувство уважения к другим людям
Предварительная работа: чтение сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Снегурочка»; инсценировка по сказкам «Заюшкина избушка» и «Маша и Медведь»; подготовка необходимого дидактического материала -иллюстраций к сказкам.
Оборудование: атрибуты к игре «Три поросенка», «Шляпа знакомств», проектор, дидактическая игра «Назови правильно права ребенка», магнитная доска
Ход.
1 организационно-мотивационная часть
Воспитатель читает стихотворение:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: — Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
— А сейчас предлагаю посмотреть новости на нашем детском канале.
На экране появляются дети – ведущие:
— Здравствуйте, наши уважаемые телезрители! В эфире блок новостей! Передаём экстренную новость: в детских сказках были нарушены права всех героев, в связи с этим: зайка плачет, Золушка на бал не поедет, Буратино в школу не пойдёт, а поросятам придётся зимовать на улице. Объявляется конкурс на лучшего правозащитника, который поможет разобраться во всех этих неприятностях!
Воспитатель: Ребята, хотите принять участие в этом конкурсе?
Дети: да!
Воспитатель: Тогда нам необходимо пройти отборочный тур и отправиться в путешествие по сказкам. Как вы думаете, как же нам попасть в сказки?
Дети: нужно отгадать загадки, выполнить задание, сказать волшебные слова.
На экране появляется слайд с изображением Конвенции о правах ребёнка.
Воспитатель: — Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (- Конвенция о правах ребенка)
Звучит песня «мы на свет родились, чтобы радостно жить»
На экране появляется слайд: свидетельство о рождении
Воспитатель: А это, что за документ? (Свидетельство о рождении)
Это первый документ каждого человека, который выдается при рождении ребенка
Воспитатель: О каком праве он напоминает? (О праве на имя)
— Молодцы, ребята! Вы правильно определили документы, поэтому нам открывается дорога на страницы сказок!
2 основная часть
Звучит музыка “В гостях у сказки”
На экране появляется слайд из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» — папа Карло делает из палена Буратино
Воспитатель читает:
.. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…”
— Ребята, что это за сказка? (Приключения Буратино)
-о каком праве вы можете здесь говорить? (Право на имя)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Воспитатель: Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)
Предлагаю поиграть в игру «Шляпа знакомств»
Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны назвать свое имя и так как вас называют дома ваши родные.
Дети становятся в круг по очереди называют свои имена, примеряя шляпу.
Воспитатель: Итак, с каким правом мы столкнулись в первой сказке? Что мы запишем в бланк с заявкой? (Право на имя).
На экране появляется слайд к сказкам: Ш.Перро «Красная Шапочка» и сказка «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: -вы узнали эти сказки? (Это сказка «Красная шапочка» и «Волк и семеро козлят»)
что произошло с этими героями? (Волк съел козлят, бабушку и Красную Шапочку)
Права каких героев нарушены и кем? (Права нарушены волком. Он нарушил права Красной Шапочки, бабушки и козлят)
-а какое право нарушил волк? (Право на жизнь)
-мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
— Итак, Ваня, размести нужную табличку в бланке.
Ребёнок размещает табличку «Право на жизнь» в бланке с отборочным испытанием.
На экране появляется слайд к сказке «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту сказку? (Заюшкина избушка)
Почему плачет зайка? (Лиса выгнала зайца из домика)
Какое же право было нарушено? (Право на жилье)
Пусть у каждого ребенка будет светлый, теплый дом! Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды!
Воспитатель: — Галя, размести правильный ответ в бланке.
Внимание мы продолжаем:
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
— Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь?
(Три поросенка)
Подвижная игра: «Три поросенка»
На экране появляется слайд из сказки У.Диснея «три поросенка»
Предлагаю поиграть в игру «Три поросенка»
Нам надо выбрать волка
По считалке выбирают волка
Под музыку дети проговаривают слова:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Вдруг выходит волк- он зубами щелк
Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.
Воспитатель: — Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? (Право на неприкосновенность жилища)
— Света, размести правильный ответ на бланке.
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки.
…Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
Воспитатель: — Вы узнали, что это за сказка? (Снегурочка)
Какое настроение у героев сказки? (Доброе, радостное)
Почему? (У Снегурочки появилась семья)
О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Право иметь семью)
Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Одевают, любят, кормят, жалеют, защищают)
Воспитатель: У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? (Нет)
А почему? (Никто не будет любить ребенка, так как родители)
— Олег, выбери нужный ответ.
— А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится
Выручит его сестрица.
— О какой сказке идет речь в загадке? («Гуси лебеди»)
Какое право было нарушено у детей в этой сказке? (Право не разлучаться со своими родителями)
— Поместите правильный ответ на нашем бланке.
Пальчиковая гимнастика «семья»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: На каком языке мы рассказали это стихотворение? (На русском)
Воспитатель: Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. (Русский язык)
На экране появляется слайд «народы страны»
Воспитатель: Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве — праве общаться на своем родном языке.
Разместите ответ на бланке.
Воспитатель: Смотрите, к нам снова спешат сказочные герои
На экране появляется слайд к сказке «Маша и Медведь»
Что это за сказка? (Сказка «Маша и Медведь»)
Что в этой сказке делает медведь по отношению к Маше? (Не отпускает ее домой, заставляет работать)
Какие права нарушает медведь? (Право на свободу)
— Люда, выбери нужный ответ и размести его на бланке.
Воспитатель: Сейчас внимание: А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте послушаем и узнаем, о каком праве говорится в этой сказке? На экране отрывок из мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино», эпизод, в котором Мальвина учит Буратино.
Воспитатель: – Ребята скажите, какое право нам продемонстрировал отрывок из этой сказки? (Право на образование)
Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы. Кто разместит следующий ответ на бланке?
Но у нас впереди с вами ещё одна сказка. Давайте её посмотрим.
На экране слайд из сказки К.Чуковского «Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
Маша, Петя и Серёжка,
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит!
Узнали сказку? (Айболит)
Воспитатель: О каком праве говорит эта сказка? (О праве на бесплатную медицинскую помощь)
Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
Заполните последний ответ в бланке.
Ребята, а ведь кроме прав мы имеем обязанности, какие? (Слушаться родителей, помогать родителям, не драться, не ругаться и др.)
3 заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте же, проверим бланк с нашими ответами.
Появляется слайд – «Я имею право …»
Дети перечисляют все права.
Воспитатель: А теперь пойдём заполнять заявку на участие в конкурсе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.