математика

Многие взрослые задаются вопросом, с какого возраста нужно учить считать ребёнка. Некоторые полагают, что к школе малыш уже должен считать до тысячи и решать арифметические задачи. Но не это главное.

Для взрослого человека умение считать – это элементарное действия, очень простые мыслительные операции, которыми, как некоторым кажется, мы наделены с рождения. А Вы вспомните, как Вы учились считать! Скорее всего, это будет бесполезно, потому что счёту мы учимся практически с пелёнок. Для ребёнка учиться считать – это чрезвычайно сложные умственные действия, требующие не малых усилий. Память малыша избирательна, т.е. ребёнок запоминает только то, что вызывает у него яркие эмоции, волнует, трогает, интересует. Из-за избирательности памяти кроха часто путает числительные или пропускает их.

Вообще научить ребёнка считать – это не простой процесс, можно сказать это целая наука, и для каждого возраста своя цель обучения, поэтому и своя методика обучения умению считать.

Начинать учить считать уже можно с двух лет. В этом возрасте ребёнок должен освоить понятия много, мало, один, а так же сравнивать: больше предметов или меньше. Здесь пока не идёт речь о числах, главное – чтобы малыш осознал, что есть много предметов, а есть один предмет. В этом возрасте можно дать счёт до трёх, но ребёнку это будет очень сложно.

С трёх лет учат считать до пяти. В этом возрасте главное, чтобы ребёнок понял, как образуется последующее число, что мы прибавляем 1 и получаем следующее число. Решая эту задачу, с трёхлетками можно поиграть в математические дидактические игры «Лесенка», «Бабочки на ромашках», «Поезд» и другие игры, где прибавляется на один предмет. Считайте с ребёнком всегда и везде любые предметы: деревья на прогулке, листья, шишки, обувь дома, тарелки, столовые приборы во время трудовой деятельности, машины, кукол и т.д. Главное приговаривать при счёте: «А я возьму ЕЩЁ ОДИН, и получится …» или «Ёжик нашёл ЕЩЁ ОДИН грибок, и у него стало два». Можно сочинять целые истории про то, например, как звери делают запасы на зиму, как девочка собирает цветы для мамы, как мальчик строит башню из кубиков и т.д. Очень хорошо при обучении счёту дошкольников использовать сюжетно-ролевые игры. Например, «День рождения куклы Маши». В этой игре нужно сосчитать гостей, которые придут на праздник, приборы, угощения, стулья, чтобы разместить гостей. Так же можно применять приём «Ещё один», когда приходят гости, когда накрывается стол, раскладывается угощение и т.д. Очень хороша также игра «Магазин», она просто не заменима в воспитании и развитии детей.

С пяти лет совершенствуется счёт до пяти, детей учат считать уже как в прямом, так и в обратном порядке. А когда ребёнок усвоил способ образования последующего числа, тогда уже он сможет считать хоть до миллиона. Поэтому с пяти лет обучают счёту до 10.

В старшем дошкольном возрасте детей учат считать в прямом и обратном порядке, считать десятками, а так же решать арифметические задачи. К шести годам в прямом порядке дети считают уже очень хорошо. Проблемы могут возникнуть с обратным счётом. Объяснить, что после 10 идёт 9 очень трудно. На помощь могут прийти только наглядные материалы и игры. В качестве наглядного материала могут выступать таблицы с изображением разных предметов или геометрических фигур и обозначение количества этих предметов цифрами. К этому времени ребёнок должен быть знаком с цифрами, тогда ему будет легче освоить обратный счёт. В игре, вообще всё просто. Самая банальная игра для обучения обратного счёта – «Космическое путешествие». Конечно же, перед игрой необходимо провести предварительную работу, например, рассказать, как запускают ракеты в космос, рассмотреть ракету на картинках, рассказать о космонавтах и т.д.

Ещё один приём обучения обратному счёту – сочинение историй, например о том, как заяц всех морковкой угощал. (Собрал зайчик в огороде 10 морковок и понёс их домой.По дороге встретилась ему белка Ленка, заяц угостил её морковкой и у него осталось 9, затем встретился ёж Кирюха, и его заяц морковкой угостил, осталось у него 8 морковок и т.д.) Главное в конце истории подвести итог: было 10, потом стало 9, потом – 8, потом – 7 и т.д.