Дыхательная гимнастика для детей | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на правильную постановку дыхания. Дыхательные упражнения очень важны для развития речи ребёнка. Во время разговора малыш должен правильно дышать, чтобы чётко произносить слова. Кроме того, дыхательная гимнастика играет большую роль в профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, тренирует лёгкие. Существует множество различных комплексов дыхательных упражнений. Для детей интереснее, если эти упражнения будут проводиться в игре. Иногда трудно подобрать нужный комплекс упражнений. Хочется представить вашему вниманию подборку дыхательной гимнастики, которую можно оформить и как картотеку дыхательных упражнений, а так же применять во время свободной деятельности, во время режимных моментов или в комплексе утренней гимнастики, а так же как самостоятельный вид деятельности.

Серия комплексов дыхательной гимнастики «Геометрические фигуры»

Дыхательное упражнение «Рисуем квадраты»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища.

  • Делается медленный вдох через нос, поднимая вверх до уровня груди прямые руки ладонями вперёд, пальцы, при этом, прижаты друг к другу;
  • Дыхание задерживается;
  • Делается медленный выдох, рисуя ладонями перед собой «квадрат».

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Дыхательное упражнение «Рисуем круги»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища.

  • Делается медленный вдох через нос, поднимая вверх до уровня груди прямые руки ладонями вперёд, пальцы, при этом, прижаты друг к другу;
  • Задерживаем дыхание;
  • Делается медленный выдох, рисуя ладонями перед собой «круг».

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Дыхательное упражнение «Рисуем треугольники»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища.

  • Делается медленный вдох через нос, поднимая вверх до уровня груди прямые руки ладонями вперёд, пальцы, при этом, прижаты друг к другу;
  • Задерживаем дыхание;
  • Делается медленный выдох, рисуя ладонями перед собой квадрат

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Данную серию упражнений можно использовать и как самостоятельные упражнения, и как часть комплекса гимнастики, а так же как закрепление знания геометрических фигур. Можно «рисовать» не только квадраты, круги и треугольники, но и другие фигуры: овалы, прямоугольники, трапеции и т.д.

Следующая группа дыхательных упражнений представляет собой образы животных, людей или действия с предметами и их вариации. Детям очень интересно выполнять эти упражнения. Кроме того, они стремятся к правильному их выполнению.

Дыхательное упражнение «Дровосек»

Исходное положение – стоя, руки внизу сцеплены в «замок»

  • Сделать медленный вдох носом, при этом руки в «замке» поднимаются над головой;
  • Задержать дыхание;
  • Выполнить резкий выдох через рот, произнося звук [y] – при этом руки резко опускаются вниз, имитируя движения дровосека.

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Дыхательное упражнение «Певец»

Исходное положение – стоя, руки опущены вниз вдоль туловища.

  • Сделать глубокий вдох через нос. При этом, во время вдоха руки медленно поднимаются через стороны вверх.
  • Задержать дыхание на вдохе;
  • Сделать выдох с открытым сильным звуком [a], при этом руки медленно опускаются;
  • Снова сделать глубокий вдох через нос, руки через стороны поднимаются до уровня плеч;
  • Снова задержать дыхание;
  • Сделать медленный выдох с сильным звуком [o], обнять себя за плечи, опустив голову на грудь;
  • Ещё раз сделать медленный глубокий вдох через нос, руки поднять до уровня груди
  • Задержать дыхание;
  • Сделать медленный выдох с сильным звуком [y], руки опустить вниз, голову опустить на грудь.

Упражнение повторяется 1 – 2 раза.

Дыхательное упражнение «Насос»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль корпуса.

  • На медленном вдохе руки скользят вдоль туловища вверх до подмышек, сгибаясь в локтях;
  • Задержать дыхание, при этом руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками;
  • Сделать медленный выдох через рот, произнося звук [ф], руки скользят вдоль туловища вниз.

Дыхательное упражнение «Баян»

Исходное положение – стоя, руки, согнутые в локтях, расположить перед грудью, имитируя позу баяниста.

  • Сделать носом глубокий вдох. При вдохе руки – «меха баяна» медленно растягиваются – имитируется движение баяниста;
  • Задержать дыхание.
  • Сделать выдох через рот со звуком [a] – «меха баяна» сжимаются, руки возвращаются в исходное положение.

Дыхательное упражнение «Надуем три маленьких мячика»

Исходное положение – стоя, руки выпрямлены и вытянуты вперёд на уровне груди.

  • Выполнить прерывистый вдох (тремя порциями), руки в такт вдоху разводятся в стороны;
  • Задержать дыхание;
  • Сделать резкий выдох через рот, произнося звук [o], прямые руки резко сводятся с хлопком перед собой на уровне груди.

Упражнение повторяется 4 – 5 раз.

Дыхательное упражнение «Веточка»

Исходное положение – стоя, руки располагаются вдоль тела.

  • Медленно руки поднимаются вверх, при этом сделать вдох через нос;
  • Потянуться вверх, к солнцу и задержать дыхание;
  • Сделать медленный выдох через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой;
  • Задержать дыхание;
  • Сделать медленный вдох через нос, выпрямляясь; задержать дыхание;
  • Выполнить медленный выдох через рот, наклоняясь влево, снова задержать дыхание.
  • Занять исходное положение.

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Дыхательное упражнение «Веточка – 2»

Исходное положение – сидя на полу, ноги расставлены, руки располагаются вдоль корпуса, ладони на полу по обе стороны бёдер.

  • Выполнить медленный глубокий вдох через нос, в это время руки медленное поднимаются вверх;
  • Потянуться, задержать дыхание;
  • Сделать медленный выдох через рот, при этом наклониться вправо, руки прямые над головой;
  • Задержать дыхание;
  • Сделать медленный вдох через нос, выпрямляясь; задержать дыхание;
  • Выполнить медленный выдох через рот, наклоняясь влево, снова задержать дыхание.
  • Занять исходное положение.

Дыхательное упражнение «Цветок и бабочка»

Исходное положение – сидя на корточках, склонив голову, обняв себя за плечи.

  • Сделать медленный вдох, медленно вставая, руки поднимаются вверх через стороны;
  • Задержать дыхание;
  • Снова сделать медленный вдох, прямые руки опускаются через стороны до уровня плеч;
  • Задержать дыхание;
  • Выполнить медленный глубокий выдох, руки совершают в такт с выдохом плавные махи, имитируя крылышки бабочки.

Упражнение повторяется 3 – 4 раза.

Дыхательное упражнение «Кукла»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль тела, голова опущена на грудь.

  • Сделать медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны поднимаются до уровня плеч, голова поднимается в такт вдоху. Задержать дыхание;
  • Выполнить медленный плавный выдох через рот, плечи неподвижны, руки мягко в такт с выдохом опускаются вниз, голова опускается на грудь.
  • Задержать дыхание.

Упражнение повторяется 3 – 5 раз.

Дыхательную гимнастику полезно делать детям со слабым вестибулярным аппаратом. Следующая группа дыхательных упражнений направлена на тренировку вестибулярного аппарата и речевого дыхания.

Дыхательное упражнение «Ракета»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища.

  • Сделать глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носочки – руки через стороны поднимаются вверх, ладони сомкнуть над головой, имитируя корпус ракеты;
  • Задержать дыхание;
  • Потянуться с силой вверх, поднимаясь на носки и удерживая равновесие, имитируя подготовку ракеты к старту;
  • Выполнить медленный выдох с открытым, свободным, длительным звуком [a-a-a-a-a], имитируя взлёт ракеты.

Повторить упражнение 3 – 5 раз.

Дыхательное упражнение «Чайка»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища.

  • Сделать медленный вдох через нос;
  • Руки через стороны поднять вверх на уровне плеч
  • Задержать дыхание;
  • Поджать правую ногу, закрыть глаза и постараться удержать равновесие;
  • Сделать медленный выдох через нос, опуская руки через стороны вниз, встать на две ноги и открыть глаза;
  • Снова сделать медленный вдох через нос, поднимая руки в стороны до уровня плеч, задержав дыхание, закрыть глаза и поджать левую ногу, удерживая равновесие;
  • Не открывая глаз, медленно, с силой выдохнуть через нос, опустить руки и встать на две ноги;
  • Открыть глаза.

Повторить упражнение 3 – 5 раз

Дыхательное упражнение «Чайка – 2»

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища.

  • Сделать медленный вдох через нос;
  • Руки через стороны поднять вверх на уровне плеч
  • Задержать дыхание;
  • Поднять прямую правую ногу над полом, вытянув её вперёд, носок на себя, закрыть глаза и постараться удержать равновесие;
  • Сделать медленный выдох через нос, опуская руки через стороны вниз, встать на две ноги и открыть глаза;
  • Снова сделать медленный вдох через нос, поднимая руки в стороны до уровня плеч, задержав дыхание, закрыть глаза и поднять левую прямую ногу над полом, вытянув носок на себя, удерживая равновесие;
  • Не открывая глаз, медленно, с силой выдохнуть через нос, опустить руки и встать на две ноги;
  • Открыть глаза.

Повторить упражнение 3 – 5 раз.

Литература:

Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии».

Гуткина Н.И. Сенсомоторика. Внимание. – Н. Новгород, 1996. – 54 с.

Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс», 2011. – 80 с.