Помимо ранее рассмотренных видов нарушений речи встречается ещё такая патология как дизартрия. В отличие от дислалии при дизартрии страдает вся произносительная сторона речи, а не только нарушено звукопроизношение. Дизартрия всегда обусловлена недостаточностью развития речевого аппарата.У детей, страдающих дизартрией,наблюдается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь таких детей нечёткая, со смазанным произношением. Про таких детей говорят, что они разговаривают «словно с кашей во рту». Часто бывает голос тихий, слабый, а иногда наоборот, резкий.Ритм дыхания при разговоре нарушен, темп произношения тоже нарушен – может быть как ускоренный,так и замедленный. Очень часто бывает не понятно, что говорит ребёнок.

Встречается две формы дизартрии у детей. Тяжёлая форма, отмечается у детей с диагнозом детский церебральный паралич. Такая форма выступает как сопутствующие нарушения, и часто дизартрия является вторичным нарушением. Лёгкая форма, которая поддаётся коррекции при планомерной и целенаправленной работе.

Дети, страдающие тяжелой формой дизартрии, посещают специальные детские сады, или логопедические группы, так как у них происходит нарушение речи и психического и эмоционально-волевого развития. Им тяжело общаться со сверстниками. Из-за этого они становятся замкнутыми, капризными, раздражительными. В обычных детских садах могут находиться дети со стёртой формой дизартрии, т.е. их речь понятна, но не совсем чёткая.

Можно выделить основные особенности детей со стёртыми формами дизартрии. Они отличаются от обычных детей тем, что у них с трудом воспитываются культурно-гигиенические навыки, которые требуют точных движений и развития мелкой моторики: полоскание рта, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. Они не любят музыкальные и физкультурные занятия, изобразительную деятельность и другую работу, которая требует движений различных групп мышц. Не любят твёрдую пищу, требующую тщательного пережевывания из-за ограниченности подвижности мышц артикуляционного аппарата. Часто они набивают рот такой пищей и держат её за щеками.

Такие дети должны обязательно наблюдаться у специалиста, получать консультацию у врача психоневролога, а так же требуются занятия по лечебной гимнастике.

Можно выделить причины возникновения дизартрии у детей.

Дизартрия всегда возникает вследствие органических поражений центральной нервной системы, в частности головного мозга. Эти поражения могут быть получены ещё во время внутриутробного развития при некоторых патологиях беременности (токсикозы, перенесённые инфекционные заболевания во время беременности, вредные привычки беременной женщины).В раннем детстве дизартрия может возникатькак следствие травм или перенесённых инфекционных заболеваний ребёнком, например, менингит.

Лечение и коррекция дизартрии.

Последовательность лечения дизартрииопределяется врачом, так как онане является самостоятельным заболеванием, а является следствием органических поражений центральной нервной системы. Лечение и коррекция дизартрии у детей осуществляется при совместной работе врача – невролога и логопеда, иногда ещё к ним подключается специалист по лечебной физкультуре. Цель работы специалистов – достижение понятной для окружающих речи.

Выделяются некоторые направления коррекционной работы:

  • Во-первых, ведётся работа по развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной). Детей учат надувать щёки и задерживать их в таком положении, втягивать их при открытом рте и сомкнутых губах. Упражняют детей в застёгивании пуговиц. Сначала предлагается застёгивать крупные пуговицы, затем мелкие. Чтобы мотивировать ребёнка к этой деятельности предлагается помочь игрушке одеться.Очень хороши для развития моторики различные шнуровки.Для развития артикуляционной моторики используют логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.Очень полезны мозаики, конструкторы, рисование, лепка, аппликация. Дети, страдающие дизартрией, чрезвычайно не любят данную деятельность, поэтому очень важно мотивировать малыша, тем, что можно подарить работу другу, маме, бабушке и т.д.
  • Во-вторых, идёт работа над исправлением звукопроизношения. В работе над постановкой звуков, часто используются логопедические зонды.
  • В-третьих, формируется ритмико-мелодическая сторона речи ребёнка. Проводится работа над силой голоса.Для этого малыша просят произнести фразу шёпотом, по-громче, громко. Весело – грустно, быстро – медленно. В коррекционной работе с детьми хорошо использовать кукольный театр и пение.
  • В-четвёртых, проводится работа над дикцией с использованием чистоговорок и скороговорок. Дети любят логопедические занятия с использованием зеркала.

Профилактика дизартрии у детей достаточно размыта, но всё же можно обозначить некоторые её способы.

Профилактическую работу по предупреждению дизартрии можно проводить ещё за долго до рождения ребёнка, а в некоторых случаях и до зачатия малыша. К ней относится, например, отказ от вредных привычек, забота о своём здоровье во время беременности, применение мер профилактики инфекционных заболеваний, проявление достаточной физической активности. К сожалению, никто не застрахован от родовых травм, поэтому этот фактор можно свести к минимуму лишь обратившись за квалификационной помощью специалиста.

В раннем детстве, также можно отметить меры профилактики инфекционных заболеваний крохи и получения травм головы, закаливающие процедуры, создание речевой среды, развитие мелкой моторики