Очень часто родители встречаются с проблемой неправильного произношения звуков детьми. Некоторые начинают заранее бить тревогу, не разобравшись в причинах этих нарушений, и таскать своих детей с трёхлетнего возраста по логопедам, а другие наоборот – спокойно реагируют, думая, что всё пройдёт  само собой, когда ребёнок вырастет. Но не всё так однозначно. Это неправильное произношение звуков при нормальном функционировании слуха получило название дислалия.

Органической дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Дислалии бывают функциональные и механические.

Функциональные может возникать у детей возбудимых с ЗПР, и в тех случаях, если взрослые не только не исправляют речь, а подражают детской речи (сюсюкают).

Механическая дислалия зависит от нарушения костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. М.Б. врождённой и приобретённой.

Существует несколько способов проявления дислалии у детей:

  • Ребёнок заменяет звук другим звуком
  • Ребёнок искажает звук, т.е. в принципе произносит его неправильно
  • Или пропускает звук совсем.

Выделяются несколько форм дислалии, в зависимости от которых и будет строиться работа по коррекции звуков.

  • Нарушение произношения одного или нескольких звуков из одной группы. Например, ребёнок заменяет звук (К) на звук (Х). Такое нарушение называется мономорфная дислалия.
  • Нарушение произношения нескольких звуков из разных групп. Например, звук (Х) заменяется звуком (С). Такая форма нарушения называется полиморфная.
  • Физиологическая дислалия – встречается практически у всех детей до пяти лет, связана с недостаточностью развития артикуляционного аппарата у ребёнка. При нормальном воспитании и развитии должна пройти сама после пяти лет. Единственная форма дислалии, которая не требует посторонних вмешательств.

Причины функциональной и механической дислалии разные.

Причинами функциональной дислалии можно выделить органические, к которым относятся дефекты артикуляционного аппарата. Например, укороченная уздечка языка, большой размер языка, строение зубов и т.д. А также наследственные причины, например особенности прикуса, или редкие зубы, или особенности губ и т.д. Чаще всего к коррекции таких нарушений подключаются другие специалисты – стоматологи или хирурги и т.д.

Выделяются причины механической дислалии:

  • Педагогическая запущенность, то есть с ребёнком мало занимаются и мало общаются. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, часами сидят перед телевизором или за компьютером. С самого рождения редко слышат родную речь, то есть родители мало общаются с ребёнком, не комментируют своих действий по уходу за ребёнком и т.д. А так же сюда можно отнести сюсюкание с ребёнком, когда родители вместо того, чтобы исправлять неправильно произнесённые ребёнком слова, повторяют то, что произносит ребёнок. Это не допустимо.
  • Ещё одной причиной дислалии может быть многоязычие в семье, то есть родители говорят на двух, а иногда и более языках. Соответственно, ребёнок может путать правильное произношение звука в одном языке, заменяя его на произношение похожего звука в другом языке. Яркий пример приходит в голову – произношение звука (Р) в русском и французском языках.
  • Длительные и частые болезни ребёнка, в том числе и инфекционные. Это соматическая причина нарушений. Часто болеющие дети мало занимаются развитием речи, малоактивны, редко гуляют, соответственно, у них мало речевых образцов.
  • Ещё одна причина дислалии — выбор неправильной артикуляции звуков.
  • И ещё одна причина — недоразвитие у ребёнка фонематического слуха.

При ранней диагностике дислалия поддаётся коррекции, а также можно избежать этого недуга при правильной профилактике, главное вовремя заметить предрасположенность ребёнка к ней и обратиться к специалисту.