Внимание и память очень тесно связаны друг с другом, поэтому выделяются дидактические игры, направленные специально на развитие и внимания и памяти одновременно. Произвольные внимание и память просто необходимы ребёнку для обучения к школе. В начальной школе практически всё строится на этих психических процессах. Сами посудите, ребёнку необходимо не только воспринять и запомнить учебный материал, но и следить за происходящим в классе, запомнить домашнее задание, чего не было до школы, и т.д. Конечно, нельзя сказать, что весь дошкольный возраст ребёнок был предоставлен сам себе, никто не занимался развитием его произвольного внимания и памяти, а потом за одно лето перед школой, раз! И, начали усиленно готовить ребёнка к школе, мучая его всякими упражнениями и дидактическими играми – так нельзя. Поэтому в дидактические игры на развитие внимания и памяти нужно играть на протяжении всего дошкольного возраста.

 

         Игра «Самый зоркий»

         Игра предназначена для детей 5 – 7 лет. Играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать кратковременную память. Развивать произвольное внимание.

Материалы: набор предметных или сюжетных картинок и их дубликатов.

Ход игры: ведущий показывает игрокам ту или иную картинку в течение нескольких секунд и произносит слова: «Раз, два, три – внимательно смотри!». Затем картинка прячется, и её следует отыскать среди четырёх – пяти других картинок. Побеждает тот, кто первым покажет и назовёт большее количество нужных картинок.

 

         Дидактическая игра «Где сестрёнка?»

         Игра предназначена для детей 5 – 7 лет, но в неё вполне могут играть и взрослые. Играть могут не менее 2-х человек.

         Цель игры: развивать произвольное внимание. Учить находить существенные различия между похожими предметами.

         Материалы: два, а лучше четыре набора матрёшек (по два совершенно одинаковых). Можно использовать нарисованные матрёшки или кукол. Для игры могут быть заготовлены изображения кукол, отличающихся деталями одежды, причёсками, узорами на платье. Чем больше деталей должен учитывать ребёнок, тем сложнее осуществлять поиск.

         Ход игры: Перед ребёнком в ряд или хаотично располагаются матрёшки. Расположение фигур имеет значение: если они расположены в ряд – поиск облегчается, а если хаотично – усложняется и требует от ребёнка большего внимания. Одна из матрёшек находится в стороне. Задание: кто быстрее поможет этой матрёшке найти свою сестричку? Ребёнок берёт в руки матрёшку, рассматривает её. Ведущий вместе с остальными игроками даёт сигнал: «Раз, два, три – ищи!». Затем, они хлопают в ладоши 3 или 5 раз. Если за это время ребёнок не находит аналогичную матрёшку среди других, он садится на место, а поиск продолжает другой. Сигналы те же. Победивший ребёнок получает фишку. Потом появляется следующая матрёшка, и поиск продолжается. Если ребёнок справляется с заданием быстро, число хлопков сокращается, а если с трудом – увеличивается.

         Можно усложнить игру, добавив в неё условие, при котором ребёнок не должен во время поиска смотреть на матрёшку – образец, а искать сходство только по памяти. После выбора «две сестрички» сравниваются и, ведущим определяется правильно или нет сделан выбор. Если найдены ошибки, в поиск включается другой ребёнок или играющему разрешается найти «сестричку», глядя на образец. Выигрывает тот, кто больше всего нашёл «сестричек» без ошибок.

 

         Игра « Хитрый гном»

         Игра предназначена для детей 6 – 8 лет.

         Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память.

         Материалы: плоский картонный домик с вырезанным окошком, колпачок для гнома (не обязательно, но с ним будет интереснее), набор парных картинок (совершенно одинаковых), картинки, отличающиеся от парных по 1 – 3 признакам.

         Ход игры: Взрослый выбирает среди играющих «хитрого гнома», который будет ведущим. Далее рассказывает такую историю: хитрый гном похитил и заколдовал животных и птиц. И мы должны отправится на их поиски и расколдовать их. В игровой комнате они находят дом гнома и стучатся к нему. Гном выдвигает условие: дети сами должны расколдовать животных и птиц, но для этого надо быть очень внимательными. Из окошка домика гном только в течение очень короткого времени показывает изображение заколдованных животных – ведь он не хочет, чтобы дети их разыскали! Ребёнок должен запомнить, как выглядит птица или животное, похищенное гномом, затем найти их среди других похожих изображений, которые хитрый гном специально ставит, чтобы запутать играющих. Если ребёнок ошибается, гном похищает и его, т.е. усаживает рядом с собой. Потом он показывает в окошке другую картинку, и поиск продолжается.

         Игра усложняется тем, что хитрый гном иногда предлагает детям изображения, отличающиеся только одной – двумя деталями (например, одинаковые кошки, в одинаковой позе, но с разными бантами). Это требует от участников игры большего внимания.

         В ходе игры или в её конце происходит «выкуп» похищенных гномом детей. Гном просит, чтобы дети отгадали загадки, вспомнили скороговорки или выполнили какое-нибудь задание: спели, станцевали, прочитали стихи и т.д. Если гному понравится, как выполнены его задания, то он отпускает детей и игра продолжается.

 

         Игра «Что увёз медвежонок?»

         Играть могут дети от 5 лет (зависит от сложности задания). Играть должен взрослый с группой детей или с одним ребёнком.

         Цель игры: развивать зрительную память; развивать внимание; учить считать до 5 или до 10, в зависимости от возраста детей.

         Материалы: цветные бумажные кружки (3 – 5 штук разных цветов), мелкие игрушки (которые можно разделить на 3 – 5 групп по какому-нибудь признаку по 3 – 5 игрушки в каждой группе, например, посуда, растения, дикие животные, домашние животные, кубики и т.д.), игрушечный грузовик, плюшевый медвежонок.

         Ход игры: На столе на цветных кружках группами по 3 – 5 предметов расположены разные игрушки. В первом варианте все группы могут состоять из одинакового количества предметов, в другом, более сложном варианте, например, три группы по три предмета и две – по четыре. Вначале игры необходимо рассмотреть предметы с детьми, пересчитать их, определить, по какому признаку они объединены. Затем на игрушечном грузовике приезжает медвежонок: «Я хочу с вами поиграть, проверить какие вы внимательные и как хорошо вы умеете считать. Закройте глаза! Я сейчас погружу в машину всё, что захочу, и уеду. Как только я скажу: «Пора, детвора!» — откройте глаза и называйте игрушки. Надо их ещё и пересчитать!».

         По сигналу медвежонка дети закрывают глаза. Медвежонок каждый раз берёт разное количество игрушек из групп или забирает полностью группу (остаётся только бумажный круг, на котором были игрушки). Дети говорят сколько и какие игрушки в кузове у медвежонка или сколько всего игрушек у него в машине. Разговор с детьми ведёт медвежонок, спрятав машину за стол. Он спрашивает: «Какие игрушки я взял?» Когда дети перечислят, он заглядывает за стол, где стоит машина, и говорит: «Правильно!» или «Нет! Ошиблись!». Затем спрашивает: «А сколько кубиков? Сколько чашечек?», «А теперь самый трудный вопрос, — говорит медвежонок. – «Сколько всего игрушек у меня в машине?»

         Возможен спор: мишка не верит ответу и просит ребёнка объяснить, как он узнал. Или иначе: мишка специально называет неверное число: «Нет, там 6, а не 7 игрушек! Кто докажет?» Ребёнок объясняет ему, что из четырёх  групп взяты по одной игрушке, а из пятой – три, значит всего не 6 игрушек, а 7 и т.д.

         В ходе игры медвежонок постоянно общается с детьми, «увозит» старые игрушки, «привозит» новые, меняет вопросы, а иногда даже подсказывает способ решения поставленной задачи. Он награждает победителей фишками и хвалит за сообразительность и находчивость.

 

         Игра «Что лежит в сундучке?»

         Игра предназначена для детей 5 – 8 лет.

         Цель игры: развивать произвольные внимание и память; развивать умения детей контролировать друг друга.

         Материалы: 6 – 10 предметов знакомых детям (например, матрёшка, кукла, пирамидка, цыплёнок, петрушка, курочка, зайчик, медвежонок, обезьянка и т.д.), сундучок (красивая картонная коробка).

         Ход игры: Выбирается ведущий (первоначально эту роль берёт на себя взрослый). Ведущий даёт задание: «Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить игрушки, которые вы видите на столе. Теперь закройте глаза. (В это время ведущий прячет одну, две или три игрушки в сундучок). Открывайте глаза и скажите, какие игрушки спрятались в сундучке?». Дети перечисляют игрушки, за каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше всех фишек.

         Другой вариант игры – по типу упражнения «Запомни 10 слов». В этом варианте игры ведущий складывает все игрушки в сундучок, чтобы дети их не видели и перечисляет их. Затем спрашивает: «Что лежит в сундучке?». Вызвавшийся отвечать ребёнок называет игрушки: «В сундучке спрятались три игрушки, это …» Сундучок открывается, и дети проверяют, правильно ли названы предметы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто дал больше всех правильных ответов.

         Можно предложить ещё один вариант этой игры. Разделить детей на две команды. Пока одна команда, закрыв глаза, ждёт сигнала, другая смотрит, какие игрушки прячет взрослый, и запоминает, а затем исправляет неправильные ответы детей из другой команды. Возможен и такой вариант, когда обе команды действуют одновременно. Побеждает та, игроки которой дают правильный ответ.

         Игра должна быть эмоциональной, тогда детям будет интересно в неё играть. Ещё интерес детей к игре может поддерживаться заменой всего комплекта игрушек или некоторых отдельных игрушек.