В предыдущей статье рассматривалась дислалия у детей как нарушение речи. В этом посте хочется остановиться на диагностике, коррекции и профилактике детской дислалии. Заметив, что ребёнок неправильно произносит звуки, как правило, родители обращаются за помощью к специалисту – логопеду, который изучает наблюдаемые нарушения, выявляет причины и намечает пути по коррекции звукопроизношения.

  • Как диагностируют дислалию у детей.

Когда родители ребёнка с нарушением речи обращаются к специалисту, последний должен полностью обследовать малыша, чтобы правильно обозначить этапы работы над коррекцией звука или нескольких звуков. Для этого специалист в первую очередь будет изучать течение беременности и раннего развития крохи. Здесь определяются или исключаются органические дефекты артикуляционного аппарата ребёнка. Далее логопед исследует строение и подвижность артикуляционного аппарата малыша. Это исследование происходит с помощью визуального осмотра, а также к этому подключается использование специальных упражнений. После этого происходит диагностика устной речи с помощью специального дидактического материала (картинок, дидактических игр, игрушек). Здесь специалисту важно определить форму дислалии: заменяет ли ребёнок звук, или искажает его, или вовсе пропускает. При этой же диагностике определяется уровень развития фонематического слуха, устанавливается, как различает ребёнок на слух звуки близкие по звучанию отдельно и в разных частях слова. И в итоге намечаются пути коррекции звуков.

  • Коррекция дислалии у детей

Коррекция проходит в несколько этапов: подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков и последний, немаловажный этап формирования коммуникативных навыков.

На первом (подготовительном) этапе при механическойдислалии – устраняются анатомические дефекты. Например, корректируется уздечка языка или выравниваются зубы и т.д. При функциональной дислалии проходит работа по развитию речевой моторики (проводятся артикуляционные гимнастики, проходит работа по коррекции направления воздушной струи, ребёнок может пройти курс логопедического массажа и т.д.)

После того, как артикуляционный аппарат готов к работе над произношением, начинается второй этап формирования первичных произносительных навыков. Здесь специалист активно работает над постановкой правильного звука. Сначала специалист учит ребёнка произносить звук изолированно, с помощью подражательных упражнений и логопедических зондов, затем идёт работа над автоматизацией звука. Логопед учит ребёнка правильно произносить звук в слогах, в словах и в предложениях. И после этого происходит дифференциация звука, то есть логопед учит ребёнка  произносить звук при смешении с похожими звуками.

И на третьем этапе – формирование коммуникативных навыков создаются специальные различные ситуации общения, в которых ребёнок активно безошибочно использует корректируемый звук.

Следует отметить, что занятия с логопедом должны быть регулярными, не менее трёх раз в неделю. В зависимости от сложности нарушения такие занятия могут длиться при лёгкой форме – от одного до трёх месяцев, а при сложных формах от трёх месяцев до полгода. Логопед регулярно будет давать домашние задания – ни в коем случае не игнорируйте их, обязательно занимайтесь с ребёнком дома ежедневно, тогда вы добьётесь нужного результата быстрее.

  • Профилактика детской дислалии.

Не нужно доводить дело до коррекционной работы, можно попытаться предупредить нарушения звукопроизношения, для этого и применяются некоторые способы профилактики дислалии.

Во-первых, очень важно своевременно выявить анатомические нарушения у ребёнка, если причина в них. Чем раньше они будут выявлены, тем быстрее специалисты начнут работу по их устранению. А это значит, что ребёнок раньше начнёт привыкать к правильному положению органов звукопроизношения. Например, уже в полгода на медосмотре у стоматолога определяют, укорочена ли уздечка языка или она в норме.

Во-вторых, с первых дней, я бы даже сказала бы с первых часов жизни ребёнка, необходим правильный образец артикуляции. Поэтому с самого рождения нужно больше разговаривать с крохой, хорошо проговаривая звуки и активно артикулировать каждое сказанное слово. Комментируйте всё происходящее вокруг, все ваши действия, движения, в общем больше говорите.

В-третьих, очень важнополноценное физическое развитие ребёнка и забота о его здоровье. Здесь просто необходимо обеспечить малышу условия для физического развития, закаливающие процедуры, физическую активность, поддерживать благоприятный эмоциональный фон. Чаще гуляйте с ним на свежем воздухе, наблюдайте за природой, за людьми, обеспечьте общение не только с близким окружением, но и с другими людьми, например, на детской площадке. В общем, нужно сделать всё, чтобы ребёнок как можно реже болел.

В-четвёртых, используйте в повседневной жизни устное народное творчество. Спокон веков люди использовали его для полноценного развития и воспитания детей. Например, во время купания используйте стихи и прибаутки: «Водичка, водичка …», или «Кран откройся, нос умойся…» и т.д. Приговорки: «С гусика вода, с … худоба!» и т.п. А о значении колыбельных песен для развития речи ребёнка и говорить не стоит – это отдельная тема для разговора.